Поедем в музей-заповедник. Чем «Царское Село» порадует посетителей?

Лето не за горами. Музеи-заповедники готовятся к предстоящему сезону, надеясь, что он будет более удачным, чем предыдущие два, осложненные пандемией. О том, чем музей-заповедник «Царское Село» порадует посетителей, обозревателю «СПб ведомостей» Людмиле ЛЕУССКОЙ рассказала его директор Ольга ТАРАТЫНОВА.

Поедем в музей-заповедник. Чем «Царское Село» порадует посетителей? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Ольга Владиславовна, есть предположение, что заповедники в предстоящий летний сезон не останутся без публики. Приедут люди из разных уголков России. Вы с этим предположением согласны?

— Большинство людей едут к нам в теплое время года. Уверена, что и нынешним летом у нас будет много гостей, в основном российских. Конечно, не так много, как в 2019 году до пандемии, когда мы работали в условиях сверхвостребованности и приняли 4 миллиона посетителей. Значительную часть из них составляли китайские туристы. Не исключаю, что к осени и они появятся — если позволит эпидемиологическая ситуация.

В нынешнем году мы перешли на летний режим работы 16 апреля. Это значит, что вход в Екатерининский парк станет до осени платным. В этот же день откроются для посетителей и парковые павильоны — «Башня-руина» и «Шапель». Обращаю внимание, что из‑за тяжелой финансовой ситуации мы вынуждены были поднять на 20 рублей цену на входной билет в парк — до 170 рублей. Но мы заморозили прошлогодние цены на абонементы.

Как будут работать музейные объекты летом? Что увидят посетители?

— В Екатерининском дворце будут действовать три маршрута. Увидеть знаменитую золотую анфиладу Растрелли, Большой зал и Янтарную комнату можно по первому маршруту. Второй откроется с 30 апреля — он тоже включает парадные залы (в том числе Большой и Картинный, Янтарную комнату), выставку «Романовы в Царском Селе» и памятные комнаты Александра I. Шедевр Растрелли — церковь Воскресения Христова, а также личные апартаменты великого князя Павла Петровича доступны на третьем маршруте. Посещение организовано по сеансам.

Ждем посетителей в Александровском дворце, где летом прошлого года открылись после реставрации личные комнаты Николая II и Александры Федоровны. Мы рады, что они вызывают большой интерес. Здесь же в цокольном этаже действует VR-проект «Путешествие в императорском поезде». Надев специальные очки, посетители заглянут внутрь вагонов, служивших трем российским императорам. В виртуальной реальности в мельчайших подробностях воссозданы исторические интерьеры вагонов одного из первых поездов царской России.

Кроме того, летом посетители смогут ознакомиться с экспозициями в Агатовых комнатах, Ратной палате, павильонах «Арсенал» и «Дежурные конюшни», заглянуть в летние парковые павильоны.

Реставрационные проекты продолжаются?

— Работы в Зубовском флигеле стали возможны благодаря поддержке компании «Газпром». Мы, как и наши предшественники, даже не смели думать о том, чтобы восстановить личные комнаты Екатерины II. А теперь занимаемся этим и решаем реставрационные задачи невероятной сложности. Позади первый этап черновых работ, изучения старых технологий. Мы приступили к производству уникальных элементов отделки восьми комнат личной половины императрицы, ничего подобного в мире нет. В Купольном зале лепные и живописные работы, колонны и пилястры с росписью под порфир. В Китайском зале сейчас ведутся общестроительные работы, параллельно мастера воссоздают живопись потолка. Настенные лаковые панели изготавливают в Китае. Договорились, что первая очередь работ будет завершена к сентябрю следующего года.

Как воссоздаются панели для Китайского зала?

— На стенах этого зала были лаковые панели — распиленные ширмы XVII – XVIII веков. Уникальные китайские лаки двух видов. Воссоздать тысячелетнюю китайскую технологию для нас дорого и долго. И, честно говоря, мы не уверены в результате. При реставрации всегда стараемся использовать те же материалы, те же технологии. Если 20 слоев лака на панели, так и должно быть. Мы обратились к китайским мастерам, с контактами помог представитель «Газпрома» в КНР. Оказалось, выполнить там нужные нам панели дешевле, чем в России. Но главное — мы получим нужный результат.

В безупречном качестве убедились, когда принимали первую партию — две пилотные панели в разных техниках. А всего их нужно примерно 90, так что будем заказывать большую партию. Главное, чтобы в Китае хватило специалистов для выполнения такого огромного объема работ к концу следующего года.

Что происходит в Александровском дворце, который открылся для посетителей прошлым летом?

— Мы завершили там первую очередь реставрации. Сейчас пришлось приостановить работы по финансовым причинам. Надеюсь, в ближайшее время удастся эту проблему преодолеть.

Мы специально сделали так, чтобы открыть для посетителей первые залы, не дожидаясь полного окончания работ. Вторая очередь включает главным образом общественную зону, конференц-залы, библиотеку. Главное, что дворец уже живет.

Надеемся, к концу года удастся открыть Зал с горкой — он примыкает к отреставрированному крылу дворца и практически готов. Это очень необычный интерьер, в нем большая деревянная горка, на которой, начиная с царствования Николая I, катались дети императоров. Там осталось воссоздать люстру.

Какие‑то проекты отодвигаются?

— По финансовым причинам заморозились проекты, которые мы выполняли за счет музея — например, парковые мосты, фасад павильона «Белая башня» в Александровском парке. Рассчитываем, что летом к нам приедут много посетителей. Тогда выделим средства на реставрацию и в ближайшие год-два все, что можем завершить за счет внебюджетного финансирования, сделаем.

Сейчас сдаем первую очередь Императорской фермы. Комплекс был возведен Адамом Менеласом в 1818 – 1828 годах в северной части Александровского парка. Огромная территория — 10 гектаров, 10 зданий.

Мы занимались этим проектом десять лет. На ферму у нас большие планы, хотим открыть там креативную зону для детей и молодежи: проводить мастер-классы, лекции, небольшие выставки. Когда получится в полном объеме возобновить работу конного клуба, сделаем кафе. Надеемся, что наша Императорская ферма преобразит эту территорию и даст толчок для ее развития рядом с Ратной палатой и Федоровским городком.

Хочу сказать несколько слов про успешно реализованный проект — это создание виртуальной копии Янтарной комнаты. Мы рады, что в год празднования 350‑летия со дня рождения Петра Великого благодаря поддержке тех же спонсоров мы смогли этот проект осуществить. Теперь ознакомиться с всемирно известным интерьером можно с помощью средств виртуальной реальности. Планируем, что проект будет путешествовать по городам России и те, кто не сможет посетить Екатерининский дворец, увидят виртуальную копию его интерьера. Уверена: это произведет впечатление и желание посетить Царское Село только усилится.


#Царское Село #культура #музей-заповедник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7152) от 18.04.2022 под заголовком «Поедем в Царское Село».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?