В Этнографическом музее открылась выставка «Радость Пасхальная»

В Российском этнографическом музее открылась выставка «Радость Пасхальная», посвященная приближающемуся празднику.

В Этнографическом музее открылась выставка «Радость Пасхальная» | Пасхальные яйца из российских губерний. / ФОТО АВТОРА

Пасхальные яйца из российских губерний. / ФОТО АВТОРА

Из богатейшего собрания пасхальных яиц, состоящего из трех тысяч экземпляров, показаны более двухсот. Они украшены хитрыми геометрическими узорами и солярными знаками. Но главным хитом проекта стали предметы для игры в «бачу» (ударение на первый слог).

Как утверждают музейщики, эта игра была распространена только в печорских землях Архангельской губернии и проводилась исключительно во время Великого поста и пасхальной недели. Празднично одетые девушки собирались на улице. У каждой была бачевая палка, полученная в подарок от парня, который за ней ухаживал. Это был знак особых отношений: палки украшались геометрической резьбой и окрашивались в разные цвета. Часто на них помещали инициалы владелицы и любовное послание.

Бача — конусовидный предмет из дерева, еще его называли «девушка в сарафане». Он устанавливался в центре круга, и девушки по очереди должны были с определенного расстояния попасть палкой в бачу. Потом они наперегонки бежали за своими палками. Эта игра символизировала объединение девушек перед началом хороводных гуляний. Женщины долго хранили свои палки, поэтому их удалось собрать в ходе этнографических экспедиций. Самая ранняя вырезана в 1880‑е годы, самая поздняя — в 1920‑е.

Выставка в РЭМ_Бача_Пр.jpg

ФОТО АВТОРА

Еще один необычный предмет — «мячи» для выбивания пасхальных яиц, происходящие из Нижегородской губернии. На самом деле это предметы цилиндрической формы, плотно скрученные из сукна, зашитого в чехол. Мяч клали на бок и запускали в сторону разложенных на земле пасхальных яиц. Это была разновидность и ныне существующей пасхальной игры «чье яйцо крепче».

К более традиционным предметам относятся деревянные пирамидальные формы для творожной пасхи, богато украшенные резьбой. Они происходят из Псковской и Тверской губерний, а одна принадлежала вятскому купцу Евлампию Нелюбину. Штамп для оттиска «ХВ» на куличе происходит из Костромской губернии. Пряничная доска с изображением рыбы — символа Христа и расписное лукошко для хранения куличей — из Вологодской. Из Витебской привезена «четверговая нить». В Великий четверг полагалось выпрясть катушку ниток, а потом намотать их на суставы. Помогало от ревматизма.

#музей #выставка #Пасха

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7152) от 18.04.2022 под заголовком «Поднимем бачу».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?