Столбы без света. Почему в Петербурге горят не все фонари?

Фонари в Петербурге иногда несут не свою прямую функцию, а чисто декоративную: они своеобразные краеведческие памятники. Почему одни из них ночью горят, а другие прячутся в тень?

Столбы без света. Почему в Петербурге горят не все фонари? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Вдоль Каменноостровского проспекта на Троицкой площади установлены восемь старинных фонарей - по четыре с каждой стороны. Согласно данным КГИОП, они признаны памятниками регионального значения, а датируются 1820-ми годами. Авторами указаны инженеры Зуев и Лебедев, а также архитектор Ротач.

В Музее городской скульптуры про эти фонари знают больше. Прежде они, по словам музейщиков, служили оформлением спусков Суворовского наплавного моста через Неву, располагавшегося на месте современного Троицкого. В 1903-м в связи с окончанием строительства постоянного Троицкого моста фонарные столбы были перенесены и установлены в начале Каменноостровского проспекта. Но к 1939 году, когда их включили в коллекцию Музея городской скульптуры, четырех столбов недосчитались.

В музее пояснили, что на новом месте фонари никогда не использовались для освещения. Они несут декоративную функцию. В «Ленсвете» уточнили, что электропитание к столбам не подводилось, а нынешнего наружного освещения Каменноостровскому проспекту и улице Куйбышева и без того хватает.

Двухвековые чугунные ветераны по меньшей мере дважды страдали в ДТП. Больше десяти лет назад по этой причине исчез тот, что стоял возле Троицкой часовни. С тех пор там на газоне лежала лишь гранитная плита основания. Вернули отремонтированный фонарь в декабре 2019 года.

Ту же судьбу повторил собрат, стоящий на северном углу Каменноостровского проспекта и улицы Куйбышева. Приблизительно в ноябре 2013 года в него влетела машина. Тогда оказался разрушен фонарь-торшер, а чугунные части столба, в том числе каска и стрела, погнуты. Опору передали на хранение сперва в фирму «Стройтехуслуги», а затем в Музей городской скульптуры. После восстановления объект вернулся на место в 2018 году. «На всех частях фонаря были устранены деформация и многочисленные дефекты металла, по сохранившимся образцам восстановлены утраченные элементы и детали, не подлежавшие реставрации, например, крышка светильника, накладная деталь на каске, крепление, стекла. Заново вызолочены декоративные детали памятника», - рассказали в Музее городской скульптуры.

Ждут своего возвращения на Исаакиевскую площадь фонари памятника Николаю I. В 2015 году был разбит один из них: упал канделябр. Еще один фонарь был поврежден ранее. В итоге от обоих остались только опоры, а торшеры (вернее, 52 фрагмента от них) увезли в Музей городской скульптуры. В январе 2017 года музей зафиксировал отклонение от оси еще одного фонаря, юго-восточного. С него, а также с последнего, юго-западного, тоже сняли канделябры.

По заказу КГИОП было решено провести ремонт самого памятника Николаю I. Его вдруг признали аварийным и собирались даже демонтировать в условиях мастерской. Правда, в итоге передумали. А пока шли обследования, были демонтированы фонари и уже восстановлены. Им вернули не только канделябры, но и гирлянды из фруктов. «Все эти гирлянды были утрачены, не осталось ни одной. Мы их воссоздавали по историческим фотографиям. Музей изначально был против, но, когда увидел результат, обрадовался. Сейчас музею все нравится», - рассказал гендиректор ООО «АСМ групп» Алексей Михайлов (его фирма выполняла проектную документацию на фонари и скульптуру). Фонари будут возвращены на площадь одновременно с окончанием реставрации самого памятника Николаю I.

Хуже дела обстоят с фонарями Марсова поля, что окружают мемориал борцам революции. Они там появились в 1934 году. Их перенесли с Благовещенского моста. На протяжении нескольких лет фонари находятся в аварийном состоянии: одни наклонены, другие стоят без торшера, третьи потеряли элементы декора, а есть и фонарь, от которого осталась только «юбка». Причина, по которой не начинался ремонт, бюрократическая: у фонарей не имелось балансодержателя. При этом, что удивительно, свет кто-то на них дает, и в этом может убедиться каждый, кто решит вечерком прогуляться по полю. И все-таки в 2018 году светильники закрепили за «Ленсветом», который должен найти подрядчика для восстановительных работ.

Совсем плохи дела с четырьмя пешеходными мостами через Обводный канал. Можайский, Газовый, Масляный и Ипподромный навели в 1980-х годах, а входы на них были украшены стилизованными под XIX век фонарями - по два на каждом берегу. Как рассказал первый замдиректора «Мостотреста» Юрий Бурмашев, демонтаж фонарей был произведен в 2000 году. Причиной стала «их неэффективность ввиду достаточного освещения на подходах». Предварительно было проведено соответствующее «измерение средней (общей) освещенности». Теперь входы «украшены» гранитными тумбами с дыркой в центре, оставшейся от крепления светильников. Местные жители парируют: «При чем тут эффективность освещения? Поставьте для красоты, чтобы они днем украшали мост».

#фонари #освещение #благоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6614) от 30.01.2020 под заголовком «Почему фонарь в тени».


Комментарии