Старые двери как роскошь. Как участники проекта «Двери с помоек» спасают историческое наследие

Проект под названием «Двери с помоек» существует в нашем городе уже больше трех лет. Возможно, название у него не самое благозвучное, но уж точно яркое и запоминающееся. Участники считают: то, чем они занимаются, — их посильный вклад в спасение исторического наследия. И в этом они, безусловно, правы: в сохранении старого Петербурга мелочей нет.

Старые двери как роскошь. Как участники проекта «Двери с помоек» спасают историческое наследие | Старые двери — своего рода «портал в прошлое»:  нередко они сохраняют мелкие детали давно ушедшей жизни./ФОТО предоставлено группой «Двери с помоек»

Старые двери — своего рода «портал в прошлое»: нередко они сохраняют мелкие детали давно ушедшей жизни./ФОТО предоставлено группой «Двери с помоек»

Больно было видеть, как новые собственники квартир в ­центре города нередко стараются избавиться от старинных дверей и окон, — рассказала одна из основательниц проекта Валентина Манн. — Историческое наследие исчезает прямо на глазах. И мы попробовали спасать его.

Участников группы объединило общее дело: они стали собирать информацию по всему городу, что и куда выбрасывают, составляли карту «находок», заказывали на ночь грузовую машину ­(ночью дешевле!) и целенаправленно ­объезжали указанные точки. Старые двери нередко несли в себе историческую память: на них встречались механические звонки с надписью «прошу повернуть» (иногда действующие или по крайней мере вполне доступные для ремонта), таблички «Для писем и газет», «жестянки» с названиями страховых обществ…

Поначалу конкретной идеи, что дальше делать со спасенными дверями и окнами, не было. Главным казалось их сохранить и не допустить повторения того, что один раз уже случилось. В 1990‑х годах, когда в парадных в центре города повально устанавливали железные двери с кодовыми замками, те, что стояли там раньше, зачастую перекочевывали в богатые загородные особняки и рестораны Москвы. И на берега Невы они уже никогда не вернутся…

Постепенно проект ­фактически приобрел два направления: просветительско-собирательское и практически-реставрационное. Оказалось, что на подобные предметы интерьера есть определенный спрос — от тех немногих ценителей прошлого, кто купил квартиры в старом фонде и старался придать им исторический облик.

Мы бы с удовольствием делали все на безвозмездных началах, но это просто нереально. К сожалению, работа, аренда помещения, расходные материалы, оборудование — все это стоит денег. А так, занимаясь еще и работой на заказ, мы сами себя обеспечиваем. У нас есть мастерская, а также склад-хранилище за городом. Там уже собрано около полутора тысяч дверей, — поясняет Валентина.

По ее словам, поначалу участники проекта вовсе не были специалистами в реставрации. Валентина Манн занималась фотосъемками, Александр Артемьев — дизайном, а Андрей Трошков работал инженером-программистом. Практические знания и опыт все они набирали на ходу, погружались в тонкости ремесла, учились у специалистов. К проекту присоединился Андрей Станкевич — инженер-строитель по образованию, которого увлекла история старинной фурнитуры.

Дальнейшая судьба большинства дверей, которые были спасены и нынче находятся на хранении, пока не очень понятна, поскольку многие из них по своим размерам и облику настолько индивидуальны, что кроме как на прежние ­места никуда не годятся. К примеру, куда еще можно вернуть подлинные двери с железнодорожной станции Удельная, кроме как обратно на тот же вокзал?..

Даже сегодня, когда, казалось бы, все «старье» уже давно выкинуто, в центре города периодически можно увидеть бесхозные исторические двери и окна. К примеру, совсем недавно в соцсетях появилось сообщение: «Плохие новости… Пострадали окна из «дома Довлатова» на Рубинштейна, 23. Окна, к слову, прекрасные. Спасли волею случая и благодаря донатам» (пожертвованиям).

Недавно совершенно неожиданно удалось сохранить красивые тамбурные двери с улицы Воскова, 18. «Управляющая компания решила от них избавиться и выставила их на помойку», — сообщалось в новостях группы. Двери с мелкой расстекловкой и очень высокие, около трех метров.

Кроме того, с помощью волонтеров участники проекта занимаются тем, что сами называют «градозащитным клинингом». «Недавно закончили первый день очистки оконной фурнитуры в парадном дома на Лахтинской, 3… На следующий день продолжали чистить кремоны (то есть шпингалеты), хотя можно подумать, что у нас некое кулинарное мероприятие».

Летом и осенью прошлого года волонтеры помогли отмыть старинные фрамуги на улице Марата, 75, там же отчистили от наслоений масляной краски мраморные ступени и подоконник. «Мрамор — это роскошь, особенно это ощущается, когда его удается очистить от грязи и краски».

Впрочем, уже и Петербурга участникам проекта маловато. Они запустили в соцсетях исследовательский и градозащитный проект о Выборге.

Исследуя этот город уже не первый год, мы собрали много информации и архивных документов о его домах, улицах и площадях, об архитекторах, — говорит Валентина Манн. — Всем этим мы будем делиться с широкой аудиторией и привлекать внимание к Выборгу, а также постараемся внести вклад в его сохранение.

Свое новое направление участники проекта представили в выборгской библиотеке Алвара Аалто, а также занялись практическим делом: вместе с волонтерами приступили к расчистке трафаретных росписей в парадном жилого дома акционерного общества «Арина», построенного в начале ХХ века по проекту архитектора Аллана Шульмана. Инициатором стал один из обитателей дома. Жителям Выборга это здание хорошо знакомо, поскольку расположено на главной площади города — Красной.


#историческое наследие #сохранение #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7356) от 14.02.2023 под заголовком «Старые двери как роскошь».


Комментарии