2Vtzqv4Hz9U

Спущен на воду первый в мире плавучий дом для исследований в Арктике

Определить на досужий взгляд назначение стальной громады, которую «Адмиралтейские верфи» спустили на днях в невские воды, невозможно. Вроде бы и не ледокол в полном смысле слова, и не сооружение для проведения исследовательских работ в море, а одновременно то и другое. Отсюда необычный внешний вид ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс», призванной заменить дрейфующие полярные станции, которые, как мы помним, с папанинских времен размещались на льдинах. Этот первый в мире плавучий дом, предназначенный для научных исследований в полярных морях, адмиралтейцы строят по заказу Росгидромета в рамках государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

Спущен на воду первый в мире плавучий дом для исследований в Арктике | ФОТО предоставлено пресс-службой АО «Адмиралтейские верфи»

ФОТО предоставлено пресс-службой АО «Адмиралтейские верфи»

Предыстория появления ЛСП настолько ярка и драматична, что могла бы лечь в основу лихо закрученного приключенческого фильма. Аномальные погодные явления в Арктическом регионе привели к тому, что в 2013 году члены экспедиции «Северный полюс-40», проводившие исследования в арктических морях, стали терпеть бедствие: льдина под их научной станцией, казавшаяся прочной, начала таять и разрушаться.

Атомный ледокол «Ямал», срочно отправившись из Мурманска для эвакуации отважных ученых, подоспел вовремя. Полярники высадились вместе с оборудованием на острове Большевик (архипелаг Северная Земля) и, расконсервировав находившуюся там гидрометеорологическую станцию «Мыс Баранова», продолжили осуществлять свою научную программу уже на твердой земле.

Но стало очевидно, что проводить работы в Северном Ледовитом океане прежним способом, на дрейфующих льдинах, из-за глобального потепления больше нельзя. Год от года такие экспедиции становились все опаснее, а рисковать жизнью, даже ради научных сенсаций, право, не стоит. Да и другой способ, когда ледокол вмораживали для этих целей в полярные льды и он под воздействием океанических течений начинал дрейфовать в их мощных «объятиях», во многих отношениях был небезупречен.

Вот тогда и прозвучала смелая идея, которую не все поначалу восприняли однозначно. Высказали ее петербуржцы — сотрудники Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), принимавшие участие в экспедициях «Северный полюс». А что, сказали они, если построить платформу, на которой можно было бы работать в высокоширотных морях круглый год независимо от состояния арктического льда?

Такое специальное судно доставит ученых без ледокольного сопровождения в нужное место, и они смогут, покидая его борт, проводить там полевые исследования в разных научных сферах (океанографические, акустические, геолого-геофизические, климатические и т. д.). Но жить будут не на льдине, как раньше, а в безопасных и комфортных условиях. Другими словами, получится многофункциональное морское сооружение, которое сможет выполнять функции ледокола, научной лаборатории и плавучей полярной станции.

Конечно, идея была красивая, только одно обстоятельство сильно смущало: никто раньше ничего подобного не строил. Ни в России, ни в какой-либо другой стране мира. А значит, прокладывать этот путь, просчитывая возможные риски, придется с нуля.

Тем не менее, учитывая накопленный за многие десятилетия опыт научных странствий в полярных льдах, сотрудники ААНИИ, где была создана рабочая группа, взялись за дело. И их замысел получил поддержку на самом высоком уровне. Правительство РФ приняло решение о строительстве ЛСП «Северный полюс» проекта 00903, выделив на ее создание, по некоторым данным, 6,9 млрд рублей. А через несколько месяцев, в апреле 2018 года, Росгидромет подписал с «Адмиралтейскими верфями» контракт на сооружение плавучей лаборатории.

Технический проект и конструкторскую документацию судна принялись разрабатывать специалисты нижегородского КБ «Вымпел» под руководством Михаила Бахрова. Но делали это волжане в тесном взаимодействии с петербуржцами: во всех этапах создания платформы принимали участие Владимир Соколов, начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ, и другие известные полярные спецы этого института.

Там же, в его ледовом бассейне, были проведены эксперименты (руководил ими Владимир Лихоманов, зав. отделом ледовых качеств судов) по оценке остойчивости ЛСП, а также модельные испытания, позволившие рассчитать ледовую нагрузку на ее корпус как при движении по трассе Севморпути, так и при длительном дрейфе...

По своим размерам ЛСП, которая в апреле прошлого года была заложена на стапелях «Адмиралтейских верфей», уступает атомным ледоколам, но ненамного. Ожидается, что при значительном водоизмещении (10,3 тыс. тонн) и осадке этот сделанный из высокопрочной стали 83-метровый гигант будет обладать рекордной для неатомных судов автономностью. Подойдя своим ходом к нужной точке, ЛСП «притулится» к подходящей льдине. Но благодаря особым обводам, придающим судну некоторое сходство с кашалотом, сможет двигаться вместе с ней, не вмерзая в лед, на протяжении двух лет (запаса топлива и других ресурсов должно на это хватить), а после завершения научной программы вернется к месту базирования. Корпус платформы спроектирован в соответствии с ледовым классом, позволяющим самостоятельно двигаться, преодолевая однолетние и двухлетние льды толщиной до 2,1 метра, а силовая установка мощностью 4,2 тыс. кВт поможет судну идти на чистой воде со скоростью до десяти узлов.

Во время спуска ЛСП на воду генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков обратил внимание присутствующих на необычную форму носовой оконечности платформы. По его словам, это сделано для того, чтобы получить как можно больше полезной площади для работы экипажа и ученых (14 моряков и 34 исследователя), отправляя в рейс как можно меньше людей. Но каждый из них получит отдельную каюту со всеми удобствами, где будет вполне комфортно находиться, когда за бортом минус 50 градусов, а влажность достигает 85%. А также выполнять всесезонную научную работу, используя новейшие средства связи и оборудование двадцати лабораторий, размещенных на этом судне.

Продолжительность научной вахты составит, скорее всего, полгода, после чего состав экспедиции сменится, но оторванности от внешнего мира полярники ощущать там не будут. Проектировщики предусмотрели на ЛСП не только ангар для беспилотника, с помощью которого предстоит изучать верхние слои атмосферы в высоких широтах, но и вертолетную площадку, на которую при необходимости смогут садиться тяжелые многоцелевые вертолеты типа Ми-8 АМТ и М-38.

Примечательно, что зарубежные специалисты, скептически относившиеся на первых порах к этому проекту, сегодня направляют запросы в Росгидромет, чтобы оценить необычайные возможности ЛСП на собственном опыте. Директор ААНИИ Александр Макаров не раз говорил о том, что появление ЛСП открывает новую страницу в исследованиях природной среды Центральной Арктики и международном сотрудничестве по изучению северных широт.

Эта плавучая обсерватория, полагает он, позволит возобновить приостановленные дрейфующие экспедиции, охватывая при этом большую часть арктического бассейна и своевременно получая достоверные научные данные о природных процессах в северных полярных районах Земли.

Схожая мысль прозвучала в выступлении Натальи Редьковой, заместителя руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), прибывшей в Петербург. Спуск на воду этой платформы, сказала она, означает завершение важного этапа в реализации проекта, который направлен на усиление российского присутствия в Арктике и закрепление позиций нашей страны как мирового лидера полярной науки.

В настоящее время ЛСП готова примерно на 60%. После ее спуска на воду в активную фазу войдут работы, связанные с монтажом всей электрики и навигационного оборудования, установкой основных узлов и механизмов, обустройством кают и научных лабораторий, и продлятся они до конца 2021-го. А через полтора-два года, если судно благополучно пройдет все испытания, оно отправится в свой первый арктический рейс.

#Арктика #наука #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6832) от 22.12.2020 под заголовком «Ледостойкая мечта».


Комментарии