«Спальный» фасад. Такая ли «визитная карточка» нужна Петербургу?

С мужем, военным врачом, я объехала всю страну: от Архангельска до «Байконура». В 1980‑х вернулись в родной город. С тех пор вся жизнь моей семьи связана с Васильевским островом.

«Спальный» фасад. Такая ли «визитная карточка» нужна Петербургу? | Предполагается, что намыв на севере Васильевского острова станет последним. Его площадь — примерно 162 гектара. По проекту, окончательно работы должны завершиться к 2034 году/ФОТО Сергея ЕРМОХИНА/ТАСС

Предполагается, что намыв на севере Васильевского острова станет последним. Его площадь — примерно 162 гектара. По проекту, окончательно работы должны завершиться к 2034 году/ФОТО Сергея ЕРМОХИНА/ТАСС

Я очень люблю свой остров, а потому не могу равнодушно смот­реть на происходящие вокруг преобразования. Хочу поделиться своими размышлениями о том, каким мне бы хотелось видеть мой остров — жемчужину среди островов Петербурга, которую еще Петр I считал морским фасадом имперской столицы. Недаром наши улицы называются Боцманская, Мичманская, Гаванская…

На Васильевском расположены более 50 старинных и современных музеев, университеты, Академия художеств. Здесь «живут» сам Петр I (памятник перед гос­тиницей «Прибалтийская»), адмиралы Нахимов, Крузенштерн, ледокол «Красин». Я убеждена, что морскую традицию нужно продолжать, а потому в устье реки Смоленки предлагаю установить также памятник адмиралу Ушакову. Ведь он жил и учился на Василь­евском острове.

В прошлом году страна отмечала 350‑летний юбилей Петра I. Императора, который представил Россию миру, создал армию, флот, вникал во все стороны жизни страны, построил много городов, крепостей. Он, его сподвижники и лучшие архитекторы возвели красивейший город в мире, один из самых посещаемых в наше время. Так не пора ли подумать о создании музея Петра I? Как дань памяти императору, ведь будут же и следующие его юбилеи.

Музей станет подарком всей стране: кто сможет посетить все места, связанные с именем Пет­ра I, и в России, и за рубежом? Никто. А здесь с помощью Эрмитажа и музеев других городов можно собрать воедино (не затрагивая их фондов) все о царе-труженике, о развитии государства и даже как‑то связать историю с современностью.

Также, по моему мнению, нужно остановить дальнейшее расширение намывных территорий. Считаю это необходимым по двум причинам: с точки зрения инфраструктуры и экологии острова. Строительство новых кварталов на намыве означает, что к нам приедут примерно 25 тысяч новоселов. Инфраструктура острова не рассчитана на такое количество жителей. Детские сады, школы и поликлиники переполнены. Не говоря уже о том, что с увеличением количества жилья кратно увеличится также количество автомобилей. А это означает загрязнение воздуха и бесконечные пробки на дорогах.

Намывные территории сейчас считаются новым морским фасадом города. Получается, что корабли прибывают в Петербург и видят… «спальный» район, где на балконах сушится белье. А ведь морской фасад должен быть визитной карточкой города, а не безликим нагромождением много­этажек. Уникальному месту — уникальный характер.

Очень надеюсь, что территория гавани будет спасена от безликой коммерческой застройки и дождется талантливых архитекторов!

С уважением, Е. В. ДЕРЕВЯНЧЕНКО, блокадница, ветеран труда, инвалид первой группы


ОТ РЕДАКЦИИ. В своем письме наша читательница отразила мнение огромного количества жителей Васильевского острова и вообще петербуржцев. Мало того: многие чиновники (вопреки расхожему мнению), а также сотрудники КЗС (нашей дамбы) поддерживают точку зрения горожан. В частности — на последствия намывов для экологии Балтийского моря и в целом Невско-Ладожского водного бассейна.
Анализ специалистов КЗС уже неоднократно был представлен в федеральных органах власти. В их докладах содержится экспертное мнение о возможном изменении водного баланса Финского залива и Нев­ской губы. Ведь увеличение суши и уменьшение вод­ного «зеркала» почти наверняка приведет к изменению «поведения» моря. В таких условиях помутнение залива выглядит уже мелочью на фоне масштабных экологических перемен.
Однако похоже, что большинство горожан ограничиваются тем, что «имеют свое мнение». И лишь небольшая часть упорно пытается сделать хоть что‑то, чтобы защитить остров и море. И в своем упорстве активисты… все больше отрываются от большинства. Они все глубже погружаются в юридические и технологические подробности проектов, становясь все менее понятными для тех, кто просто против намыва и застройки гавани.
Ныне, к примеру, продолжается долгоиграющий судебный процесс, в котором активисты пытаются оспорить заключение государственной экологической экспертизы, которая одобрила проект создания новой территории на северо-западной оконечности Васильевского острова, как сказано в заключении — «в целях возведения объектов недвижимости, инженерной и транспортной инфраструктуры».
Среди причин, по которым экспертное заключение должно быть пересмотрено, активисты называют, к примеру, нечетко прописанные меры, которые необходимо будет принять в случае ­нефтеразливов. Такой раздел должен быть в каждой экологической экспертизе. И он, разумеется, должен соответствовать тонне всяких законов, постановлений, правил и циркуляров. Вот во всем этом ныне и «купаются» активисты. Поможет ли такое погружение избавить остров от намывов и застройки? Вопрос открытый.
Пока, похоже, цель граждан по‑прежнему далека. Последнее обращение в Следственный комитет, которое, по мнению многих, должно было стать основанием для возбуждения уголовного дела против застройщиков намыва, завершилось не лучшим для активистов образом: уголовного дела нет.
Ну а представители застройщика отвечают гражданам, что работы ведутся в соответствии с проектом, который прошел все необходимые согласования, в том числе государственную экологическую экспертизу.

#многоэтажки #Васильевский #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (7459) от 18.07.2023 под заголовком ««Спальный» фасад Такая ли «визитная карточка» нужна Петербургу?».


Комментарии