Соседи по слободе. Чем живут Семенцы
Семенцы, ограниченные Звенигородской улицей, Обводным каналом, Загородным и Московским проспектами, далеко не самый парадный район в центре города. Эксперт в сфере консалтинга Максим БЕЗЛЕПКИН живет здесь не так давно, но больше десяти лет работал тут же и всегда с интересом наблюдал за происходившими изменениями. Сегодня он — координатор сообщества «Семенцы. Соседи».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Максим, почему решили перебраться именно в Семенцы?
— В свое время мне довелось участвовать в разработке «Стратегии Санкт-Петербурга-2030» и заниматься вопросами территориально-экономического зонирования. Одна из базовых идей заключалась в том, чтобы места работы, отдыха, получения услуг жителя города находились не более чем в получасе езды от его дома.
Этим критериям для меня как раз и отвечали Семенцы. Они очень выгодно расположены: фактически это «спальный» район среди центральных магистралей. Рядом транзитные улицы, станции метро, магазины, развитая социальная инфраструктура, но при этом здесь тихо, ритм жизни неторопливый, историческая архитектура. Своего рода кластер спокойствия посреди мегаполиса.
Знаю, что эти факторы привлекают многих в Семенцы и похожие соседние районы города. Недаром среди нынешних жителей немало активных молодых людей, работающих в самых современных отраслях — IT, консалтинг, креативные индустрии.
— Но это мы о плюсах. Минусов нет?
— Есть, конечно. Проблемы классические для старого фонда в центре города. Коммуникации, которые давно нуждаются в замене, протекающие крыши, осыпающаяся штукатурка на исторических фасадах, не всегда удовлетворительная работа управляющих компаний… Беда с вывозом мусора: не хватает контейнерных площадок, приходится далеко ходить, а некоторые несознательные граждане, не желая тратить время, ставят свой пакет с отходами у ближайшей урны.
И, конечно, большая проблема связана с тем, что часть населения — увы, достаточно маргинального характера. Это наследие эпохи коммуналок, которых в Семенцах еще много — в них нередко живут люди, которые зачастую и выпивают, и шумят, и хулиганят…
— Может быть, дело в «наследственности»? До революции Семенцы были криминогенным очагом, а в 1920‑х годах здесь вообще укрывалась знаменитая банда Леньки Пантелеева…
— Может быть, и так. Но с таким наследием надо бороться. Сегодня есть проблемы, связанные с наркоманами. Много жалоб от жителей, да и мне самому приходилось гонять в своем дворе тех, кто делал «закладки», вызывать полицию…
Минувшее лето было очень жарким, и вся эта маргинальная публика вывалила в скверы и во дворы. Не самое приятное, поверьте, соседство!.. Когда мы благоустраивали сквер на Серпуховской улице, прежние «пользователи» этого места достаточно активно пытались нам мешать.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Мол, мы привыкли тут отдыхать на газонах посреди своих бутылок, а теперь вы нас гоняете…
— Именно так. Тем не менее с этой территории нам удалось их вытолкнуть, а сквер стал более безопасным и чистым. А еще мы считаем его отправной точкой для возникновения нашего соседского сообщества, поскольку в ходе акции, организованной библиотекой «Бронницкая» вместе с бюро «Архдвор», сквер был назван жителями самой «болевой» точкой района. Затем в ходе «Соседского фестиваля» сами жители вместе с архитекторами построили временные объекты — городской огород (летом росли цветы, горох, многолетники), теннисный стол, точку буккроссинга. Сделали даже небольшой амфитеатр для летних киносеансов — изображение проецируется на брандмауэр.
Правда, теперь другая проблема: недавно комитет по благоустройству предписал убрать эти объекты как несогласованные. Мы пытаемся договориться, собрали десятки подписей жителей в поддержку сохранения объектов до того момента, пока не будет сделано полноценное благоустройство в рамках городских адресных программ…
— Есть еще проблемные точки?
— Сквер между Малодетскосельским проспектом, Бронницкой и Серпуховской улицами. Одна его половина в муниципальном ведении, и там территория благоустроена, сделана детская площадка. Другая — в городском, и там уже много лет все брошено, в народе это место прозвали «алкопятачок». Думаем, как силами соседского сообщества вернуть эту часть сквера к нормальной жизни…
— А как вообще сообщество действует?
— Мы познакомились лично, когда занимались сквером на Серпуховской. Увидели, что есть такие же неравнодушные соседи, единомышленники. Затем появился чат в «Телеграме», в нем сейчас около двухсот участников. Тех, кто готов что‑то делать собственными руками, наберется, думаю, человек пятьдесят. Дружим с муниципальным советом, ищем коммуникацию с администрацией района.
Инициативы у нас самые разнообразные. Отмываем витражи в парадных старинных домов, собираем вторсырье и обмениваем на саженцы для района. Появилась идея сделать изображение композитора Дмитрия Шостаковича, одного из самых известных жителей Семенцов, на трансформаторной будке в том же сквере на Серпуховской.
— Хозяева таких будок обычно не больно приветствуют подобные инициативы…
— Мы не действуем пиратским образом — обратились за разрешением в «Россети» и комитет по градостроительству и архитектуре. Проблема в том, что в городе нет пока процедуры согласования таких арт-объектов.
Еще одна наша инициатива связана с благоустройством Малодетскосельского проспекта, где на всем протяжении бульвара всего одна скамейка. Вообще нам бы хотелось, чтобы Семенцы стали экспериментальной площадкой, где город мог бы апробировать различные подходы к благоустройству, смотреть, как они работают, как сказываются на социальных процессах. И дальше пытаться переносить опыт на другие подобные районы в центре города. В Семенцах есть где развернуться, а нам есть что предложить.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7120) от 02.03.2022 под заголовком «Соседи по слободе».
Комментарии