Снег трамваям нипочем. Как электротранспорт Петербурга переносит зиму

Тему снежных завалов и отполированных накатов на улицах и тротуарах можно считать брендом нынешней зимы. Амплитуда температурных перепадов, в общем-то, невелика — 4-6 градусов. Проблема в том, что зима все время переходит через ноль, что просто гарантирует нам не иссякающий урожай сосулек и олимпийские катки на тротуарах. «Масла в огонь» нам, по традиции, подбрасывает снег, не единожды переходивший в дождь. Как климатические капризы этой зимы переносит наземный электротранспорт Петербурга и чем в такую неудобную погоду «Горэлектротранс» защищает свои трамваи, троллейбусы, а также контактную сеть и рельсы? Ведь «рогатые» как-то возят пассажиров — и в буран, и в метель, и в ледяной дождь…

Снег трамваям нипочем. Как электротранспорт Петербурга переносит зиму | ФОТО пресс-службы Смольного

ФОТО пресс-службы Смольного

 Для наземного электрического транспорта нет особой разницы, какая зима — снежная, морозная, теплая или дождливая, — удивил ответом заместитель директора ГЭТ по организации перевозок и управлению на транспорте Евгений Власов. — Если все отработано как положено по регламенту, никаких срывов движения не будет. Мы все лето готовимся к зимнему периоду, за счет этого спокойно, без «катаклизмов» переживаем зиму. В Учебно-курсовом комбинате ГЭТ наших водителей учат работать в любых условиях. Да, снега больше, чем в прошлом году — это видно по размеру валов после расчистки дорог и по объему вывозимого с проезжей части, но ничего критичного — год как год. Технологии и подходы, как справляться с зимними проблемами, разработаны давным-давно, и они с годами почти не меняются.

Оказывается, у трамваев «день жестянщика» может начаться раньше, чем у транспорта «на резиновом ходу». Железные колеса могут пробуксовывать из-за первой осенней изморози или даже раньше — из-за налипшей на рельсы мокрой палой листвы. 

А потому даже с самыми опытными вагоновожатыми в преддверии каждой смены сезона и, соответственно, дорожной проблематики проводят инструктивные совещания, освежая в памяти сотрудников всю актуальную информацию - как действовать и на что обращать внимание. Перед сентябрем — «Осторожно, дети!», затем «Осторожно, листопад», позже — про снег и лед… Регулярно с водительским составом проводятся практические занятия на специальных полигонах по отработке навыков в различных погодных условиях. 

Кстати, летом жизнь трамваев тоже не назовешь безоблачной: в жару длинные металлические рельсы деформируются, отчего они становятся подвержены так называемым «выбросам» — это когда рельс на ровном участке выгибается дугой. С такого пути вагон может запросто сойти. 

Зимой к такому же неприятному итогу может привести снег, забивший стрелочный перевод. 

Когда начинается сильный снегопад, мы отключаем все автоматизированные стрелки,—  рассказывает Евгений Власов. — Водитель сам выходит из кабины, сам расчищает перевод (для этого у него есть необходимый инвентарь — скребок, ломик, метелка), вручную переводит стрелку и, убедившись, что она четко зафиксировалась, продолжает движение. Да, это дольше, но только так безопасно.

По словам сотрудников ГЭТ, нынешней зимой, когда снег выпадал в экстремальных количествах, всем службам было сложно. Но серьезных срывов движения из-за не убранного снега все же не было. Остановки общественного транспорта расчищаются в приоритетном порядке. Также выручает и функция книлинга (наклон кузова при посадке-высадке пассажиров) на современных троллейбусах, да и водители стараются подъезжать вплотную к остановкам. 

Конечно, скорость движения по не расчищенному центру заметно снижалась, на что также жаловались петербуржцы. Но и в этом у нынешней зимы - никакой «эксклюзивности»: 

Как только начинается снегопад — что в прошлом, что в позапрошлом году, что сейчас — скорость всегда снижается, — поясняет Евгений Власов. — Троллейбус на дороге зависит не столько от снега, сколько от скорости потока и от поведения других участников движения. В центре всегда ездить сложнее: там узкие улицы, и в правом ряду, как правило, складируется сдвинутый с проезжей части, но еще не вывезенный вал снега. За счет этого маневренность троллейбусов падает, как и скорость. 

Еще одна особенность зимы 2021-2022: нынче на дороги не сыпали столько реагентов, как в прошлые годы (тогда все засыпали так, что они оттаивали до асфальта). Стало лучше или хуже? На этот вопрос в «Горэлектротрансе» пока затрудняются ответить:

— Роста аварийности в связи с этим не произошло: пока, по нашим наблюдениям, она даже меньше, чем была в прежние годы, — говорит Власов. — В январе 2021-го у нас было четыре схода с рельсов, в этом году - три... Эту статистику нужно будет еще раз посмотреть и сравнить с прежними, когда  закончится зима. Плюсы от меньшего количества «химии» тоже есть: техника меньше коррозирует, резина на подвижном составе сохраняется лучше, никаких испарений и вреда здоровью водителей и пассажиров…

По словам специалиста, каждый серьезный сбой в работе электротранспорта тщательно разбирается, и всегда причиной оказывается не качественная подготовка или не выполнение конкретными работниками предусмотренных алгоритмов. Тот же сход вагона с рельсов в основном происходит, если не расчищать стрелки вручную. 

Оказывается, для масштабного оледенения троллейбусной и трамвайной контактной сети ледяной дождь не обязателен. Вода начинает конденсироваться и замерзать на проводах при быстром переходе температуры через «точку влажности», то есть с плюса на минус. 

Справляются с этой напастью сами машины. У троллейбуса на концах штанги - съемный башмак, внутри которого специальная вставка, улучшающая контакт с проводом. В хорошую погоду вставки на токоприемниках используют стандартные графитовые, а при оледенении — более твердые металлокерамические. Их ставят не на всех троллейбусах, а на «первопроходцах» - бортах, выходящих на маршрут первыми. Крепкая металлокерамика обдирает лед с контактного провода, обеспечивая устойчивый токосъем. При плохой погоде (при сильном дожде или оледенении) вставки могут меняться ежедневно или даже на каждом круге. То же и с трамваями: при перепаде температур в контактную вставку монтируется специальная медная шина, которая очищает провода от наледи.

«Замерзать» из-за конденсата могут и воздушные системы трамвая (тормозная, звонок и т.д.). Поломку может предотвратить слив конденсата после каждой смены — это делает водитель, а слесарь перепроверяет. На современных моделях уже установлены осушители. 

Особое внимание зимой в «Горэлектротрансе» уделяют мойке подвижного состава.  При температурах меньше минус 8-10 градусов его снаружи не моют вовсе. Но и салоны в депо мыть становится сложнее -больше ручного труда. Дезинфицирующий холодный туман по-прежнему применяют, но зимой после него приходится протирать сиденья и поручни ветошью опять-таки вручную — они не просыхают так же быстро, как в теплое время года. 

Кстати, в современных трамваях можно заметить теплые напольные решетки на порожках при входе, на которых вошедший в салон пассажир оставляет грязь, снег и лед буквально при первых же шагах. Как результат — падений из-за наледи на ступеньках или в салоне стало гораздо меньше. Заказываемые сейчас городом новые вагоны будут полностью с теплым полом - это еще один шаг вперед в вопросе комфорта и безопасности. Весь закупаемый для Петербурга подвижной состав (включая троллейбусы с увеличенным автономным ходом) будет просто напичкан новыми умными системами. И к тому же рассчитан на работу в нашей климатической зоне — то есть при температуре от -40 до +40. 

В полном соответствии с оптимистической установкой - у природы нет плохой погоды... 


#транспорт #трамваи #троллейбусы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7105) от 08.02.2022 под заголовком «Кому нипочем «ледниковый период»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.