Слить воду. В Петербурге продолжается модернизация ливневок

Не успел закончиться сезон горящего пуха, как начался сезон подтопленных дорог. Первый ливень лета прошел 22 июня, как раз во время наиболее густого тополиного «снегопада». Для предприятий городского хозяйства он не стал неожиданностью. Правда, дождевой фронт подошел на несколько часов раньше (город ждал его 23 июня), но «Водоканал» и комитет по благоустройству все же успели подготовить ливневую канализацию для принятия воды.

Слить воду. В Петербурге продолжается модернизация ливневок | ФОТО Сергея КОНЬКОВА

ФОТО Сергея КОНЬКОВА

Такая подготовка мероприятие рядовое. Первое — необходимо понизить уровень воды в коллекторах: в тех самых «подземельях», куда скатывается вода. В обычные дни она течет на очистные сама по себе, как медленная равнинная река. Но когда город ожидает сильный дождь, в коллекторе включают насосы, «выгоняющие» застоявшуюся воду. Почему нельзя держать насосы включенными всегда? Потому что в таком случае и город и горожане должны будут за это заплатить. И немало.

Вторая подготовительная мера — промывка системы приема воды: труб, по которым она стекает в коллектор. Для этой цели есть множество разных приспособлений. Одни похожи на пылесосы, другие — на брандспойты. Это оборудование смывает со стенок труб наросты, наслоения, загрязнения, максимально освобождая путь ожидаемому стоку. Вообще‑то трубы чистят в плановом режиме. Но перед ливнем делают это дополнительно.

Третья мера — освободить от мусора патрубки: отверстия вдоль дорожного полотна. В них почти всегда попадает старая листва, ветки/палки и, конечно, вездесущий полиэтилен во всех видах. Такую неквалифицированную, но необходимую работу делают как сотрудники «Водоканала», так и дорожные службы.

Это длинное перечисление мер, возможно, покажет горожанам, что никто не сидит сложа руки в ожидании ливней. Тем не менее и 22 июня, и во время сильных дождей 25 и 30 июня подтопления избежать не удалось. Как объяснили специалисты, грозовой фронт пригнал сверхнормативные ливни. То есть на каждом квадратном мет­ре асфальта каждые 20 минут образовывался слой воды «толще» 7,2 миллиметра. Причем гораздо «толще». В некоторый районах на юге, юго-западе этот показатель едва не дотянул до 30 миллиметров.

Так произошло в Кировском, Пушкинском и Красносельском районах. А 30 июня досталось также Красногвардейскому, Калининскому и Колпинскому районам. В соцсетях граждане особенно активно жаловались на «потопы»: на проспектах Энергетиков и Маршала Блюхера, в районе Мурина и на улице Дыбенко…

Справедливости ради скажем: еще два-три года назад сильные ливни вызывали в городе полный «караул, спасите, тонем». Ныне ситуация гораздо более спокойная. И жалобы граждан носят, скорее, характер веселого ужаса, а если и страшновато, то только за жизнь и здоровье своего автомобиля. И это результат работы, которая началась в 2017 – 2018 годах. Тогда были определены 17 наиболее проблемных точек, которые не только заливало во время каждого дождя, но и где вода медленнее, нежели где бы то ни было, уходила в канализацию.

Реализация программы началась в 2019‑м. Первые семь наиболее простых участков были реконструированы буквально за полтора года: на Смольной набережной, на улице Есенина перед проспектом Просвещения, на пр. Энгельса в створе проспекта Луначарского, на пересечении Лиговского проспекта и Воздухоплавательной улицы, на улице Тельмана, на набережной Фонтанки.

Самым необычным, наверное, стало исправление ливневки на участке Рыбинской улицы вблизи набережной Обводного канала. Чтобы понять, почему здесь случается подтопление, водолазы обследовали дно канала. Выяснилось, что оголовок канализационного трубопровода, выходящий в канал, был засыпан илом и донными отложениями. Пришлось в этом месте углублять дно и расчищать трубу метрового диаметра.

Затем отработали участок у Алмазного моста — на улицах Благодатной и Салова.

В прочих местах ситуация была сложнее — требовались более масштабные и дорогостоящие работы: несколько участков на проспекте Испытателей, проезд под железнодорожным мостом на пр. Ленина в Зеленогорске, Кронштадтская площадь, проезд под Володарским мостом… А потому реализация программы затормозилась. Некоторые адреса из 2020‑го перекочевали в 2021 и 2022 годы. Так, только в прошлом году были выполнены работы на пересечении улицы Ушинского и проспекта Просвещения в Калининском районе. Здесь построили два участка ливневки: 23 и 18 метров.

А большие проекты на улицах Жукова и на Парашютной, реализация которых начиналась в прошлом и позапрошлом годах, полностью пока не завершены.

Нынешние дожди показали, где сейчас находятся самые уязвимые участки. Похоже, это улица Руставели у проспекта Науки. 30 июня здесь так залило трамвайные рельсы, что «Горэлектротрансу» пришлось остановить движение. Аналогичная ситуация наблюдалась и на железнодорожных путях у станции Пискаревка. И тоже — с перерывом в движении электричек.

Так что каждый новый сезон дож­дей помогает определить новый фронт работ для «Водоканала». Программа совершенствования ливневки — это не то, что можно сделать раз и навсегда. Как и многие другие задачи городского хозяйства, эта связана с постоянной плановой работой. В данном случае главное — обеспечить не сухой асфальт в городе, а как можно более быстрое удаление с улиц воды. Причем уходить эта вода должна не в реки и каналы Петербурга, а на очистные сооружения. Ведь ливневые стоки — ничуть не менее грязные, нежели то, что движется по канализационным трубам.


#Водоканал #ливневка #дожди

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7454) от 11.07.2023 под заголовком «Слить воду».


Комментарии