Скульптуры с Ростральных колонн в Петербурге отреставрировали

Реставраторы нанесли бесцветный гидрофобизатор на четыре четырехметровые скульптуры, украшающие Ростральные колонны и символизирующие великие реки - Неву, Волхов, Волгу и Днепр. Это последний этап реставрации одного из символов Петербурга.

Скульптуры с Ростральных колонн в Петербурге отреставрировали | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Предыдущая реставрация скульптур проводилась ровно 20 лет назад к 300-летию Петербурга. Нынешние работы велись с мая нынешнего года на средства меценатов. Реставраторы компании «Ажио» удалили загрязнения, биологические поражения, дефектные вставки. Потребовалась также «докомпоновка» скульптур, для чего использовался известняк из старых карьеров, расположенных в Гатчинском районе Ленинградской области. Этот камень имеет ту же природу, что и пудостский туфообразный известняк, из которого выточены четыре «реки».

Как сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям» Павел Игнатьев, художник-реставратор 1-й категории, потребовалось привезти 5 тонн камня, чтобы получить 1,5 тонны материала, пригодного для работы.

После восполнения повреждений на скульптуры был нанесен защитный известковый раствор и только на него - гидрофобизатор, который заполняет микропоры и препятствует попаданию в них влаги.

Скульптуры были созданы в 1805 - 1810 годах знаменитым каменотесом Самсоном Сухановым по эскизам Жозефа Камберлена и Жака Тибо. Мастера высокого классицизма снабдили аллегорические фигуры рек веслами, якорями, кувшинами с водой и т. д. Волге достались «кормило» и «рог изобилия».

В этих деталях нет ничего случайного. Петр I задумывал Стрелку Васильевского острова как главную площадь новой российской столицы. Идея самодержца не была реализована, но место и в дальнейшем осознавалось как важный градостроительный акцент. Поэтому в начале XIX века архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон, автор здания Биржи, украсил Стрелку двумя 32-метровыми Ростральными колоннами. Скульптуры в свою очередь неотъемлемая часть декоративной композиции колонн. Не случайно в этом году на время праздника «Алые паруса» реставраторы убирали леса, закрывавшие скульптуры.

По мнению Алексея Харитонова, заместителя генерального директора по науке реставрационной компании, если наносить гидрофобизатор один раз в два года, то скульптуры не потребуют реставрации 15 - 20 лет. Павел Игнатьев дополняет, что за это время надо придумать способ реставрации ростров, сделанных из медного листа. Они находятся над скульптурами, окислы меди попадают в «великие реки» и вредят им.

Нина Шангина, генеральный директор реставрационной компании, заметила, что пористый известняк не был рассчитан на современный автомобильный трафик, необходимо мониторить подсос влаги в основание колонн, который может увеличиваться из-за замены дорожного покрытия и других земляных работ на Стрелке.

Но все это нормальный процесс существования памятника в мегаполисе, да еще в нашем северо-западном климате. Важнее, чтобы на «великие реки» не забирались любители селфи и скалолазания. Для Ростральных колонн проблема вандализма, о которой мы постоянно пишем на страницах нашей газеты, также актуальна.

После того как реставрационные леса уберут, скульптуры останутся один на один с многочисленной публикой, приходящей и приезжающей на Стрелку. Наше предложение - обнести Ростральные колонны прозрачным ограждением - реставраторы встретили без энтузиазма.

#город #реставрация #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6519) от 06.09.2019 под заголовком «Великие реки защитили от воды».


Комментарии