С камерой в Петровский пруд. Петербургский биолог снял фильм о Гром-камне
В канун Дня города в Президентской библиотеке состоялся премьерный показ фильма, посвященного 250-летию извлечения из земли Гром-камня - постамента для «Медного всадника». Автор ленты - биолог Павел Глазков, который уже несколько лет ведет популярный блог «Каждой твари по паре» на ютуб-канале в Интернете. Там можно посмотреть его авторские видеосюжеты о природе Ленинградской области.

Артефакты XVIII века со дна Петровского пруда. ФОТО Александра МЕДВЕДЕВА
На сей раз Павла Глазкова заинтересовал Петровский пруд на месте Гром-камня.
- На создание фильма, который длится всего пятнадцать минут, ушло полгода. А закончены съемки были всего за пять дней до премьеры, когда появилась возможность в буквальном смысле погрузиться в воды Петровского пруда, - пояснил Глазков.
Образовался этот водоем чуть больше 250 лет назад. Известна точная дата его рождения - 12 марта 1769 года: именно в тот день гигантский ледниковый валун, на треть погруженный в землю, с помощью специальных приспособлений удалось вытащить на поверхность.
Гравюры того времени запечатлели сложнейшие деревянные механизмы, которые приводили в движение сотни людей. При подводных съемках автор фильма обнаружил на дне пруда артефакты, которые, скорее всего, имеют отношение к этой конструкции: два куска сосновых бревен, по срезу которых удалось даже прочитать их возраст - 25 лет.
- По всем признакам, пролежали они в воде несколько сотен лет. Нигде в окрестностях сосен нет - явно, что они попали в пруд не случайно, - говорит Глазков.
Кстати, «Санкт-Петербургские ведомости» имели к истории с Гром-камнем самое непосредственное отношение: именно в этой газете было напечатано объявление о поиске постамента под памятник Петру. Даже вознаграждение было обещано - сто рублей. Подходящий по размеру валун показал крестьянин Семен Вишняков. Он торговал гранитом, поэтому был в курсе, где искать подобный каменный исполин.
- Камень был известный: с языческих времен он считался священным, - рассказывает Павел Глазков. - И местные жители, когда узнали, что валун увезут, заволновались. Императрице даже пришлось прислать туда четыреста штыков, чтобы операция прошла без неожиданностей...
Отдельная история - о том, как камень четыре месяца по специально сделанной просеке тащили к берегу Финского залива, чтобы погрузить на корабль. Просека эта сохранилась по сей день, как и каменное основание пристани.
Кстати, несколько валунов на берегу, которые долгое время считались осколками Гром-камня, на самом деле таковыми не являются. Это стало известно совсем недавно благодаря химическому анализу, проведенному специалистами геологического факультета СПбГУ. Оказалось, структура и происхождение камней - разные.
Читайте также о том, что в Петербурге выберут лучший памятник Даниилу Гранину.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6446) от 27.05.2019 под заголовком «С камерой в Петровский пруд».
Материалы рубрики
«День города», «Голос луны». Новинки кино с 21 января
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии