Систему охраны жизни на воде оценили в Петербурге

По печальной статистике, 70 % случаев гибели людей на воде приходится на не оборудованные для купания места. В преддверии летнего сезона спасатели вместе с ВОСВОД оценили городскую систему охраны жизни на воде.

Систему охраны жизни на воде оценили в Петербурге | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

В городской поисково-спасательной службе признали, что своими силами и сотрудниками МЧС все, даже оборудованные, места купания им не закрыть. По территории Петербурга протекают 64 реки, 48 каналов и 34 ручья. Плюс Финский залив, только в Курортном районе протяженность пляжей — порядка 35 километров. Поэтому спасательные службы города рассчитывают на привлечение волонтеров из Всероссийского общества спасания на водах (ВОСВОД).

Кстати, в этом году общество отмечает юбилей — 150 лет со дня основания. Отсчет ведут с весны 1872 года, когда в созданном по инициативе кронштадтских моряков «Обществе подания помощи при кораблекрушениях» провели первое заседание с избранием правления. И уже через год в России было обустроено 179 спасательных станций, тогда они назывались спасательными хатами.

За полтора века много воды утекло, и с ней унесло много жизней. ВОСВОД и служба спасания не раз реформировались, а периодами и ликвидировались. Организацией современной Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга мы обязаны Валентине Матвиенко, в период ее губернаторства эта служба и была образована (в 2008‑м). Сейчас в нее входит 19 спасательных станций.

— Петербург растет, и такого количества станций явно недостаточно. К примеру, на главной реке города — Неве есть только две спасательные станции, расположенные вблизи ее устья. На остальных 35 километрах вверх по течению этой реки — от Троицкого моста до границы Северной столицы в Колпинском районе — нет ни одной. Отмечу, в 1970‑е годы в Ленинграде было 30 таких спасательных станций. В концепции развития службы предусматривается до 2027 года построить пять новых станций, в том числе на территории Речного порта на Неве, а все действующие реконструировать, так как сегодня они не отвечают современным требованиям, — рассказал начальник городской поисково-спасательной службы Юрий Данчук.

Между тем благополучным положение со спасанием на воде в городе считать нельзя. По статистике, у нас в среднем приходится 2,1 гибели ежегодно на 100 тысяч населения. Это в 3 – 4 раза больше, чем во многих других странах. В минувшем году в Петербурге на воде погибли 38 человек, среди них двое детей. Удручают и причины гибели людей.

Основную мы уже назвали — купание в необорудованных местах. В городе имеется 26 пляжей. Не так мало, но в жаркие периоды народ едет отдыхать в самые разные места. Среди массово посещаемых насчитывается 70 локаций. И тогда на помощь спасателям приходят добровольцы из ВОСВОД, но их тоже не хватает, чтобы организовать посты.

Еще одна широкая сфера деятельности для волонтеров из ВОСВОД — обучение детей и взрослых плаванию. Пока с этим в городе не очень хорошо. Причина гибели людей на воде примерно в 20 % случаев самая что ни на есть простая — неумение плавать.

Говоря о лете, вспомнили и зиму, а именно — массовые выходы рыбаков на лед даже при таянии льда.

— В пиковые дни, когда уже на подходе корюшка, на лед Финского залива выходят до 10 – 15 тысяч человек. Уследить за всеми невозможно. При анализе случаев гибели людей на воде за последние 10 лет выясняется, что 4 % случаев приходится на провалы под лед в зимний период, — отметил руководитель поисково-спасательной службы.

Конечно, отвадить людей от рыбалки невозможно. Но приучить к правильной оценке ситуации, в первую очередь — состояния ледового покрытия, вроде бы можно.

— Я сам любитель подледной рыбалки. И могу сказать: среди названных 4 % один процент — люди неисправимые. Но уверен, что 3 % случаев гибели на льду можно предотвратить. Места массовых выходов рыбаков на лед хорошо известны — их в городе около 15. В дни, когда лед тонкий или в трещинах, на этих проходах можно было бы поставить посты. Если сотрудников не хватает, то хотя бы информационные таблички установить. Рыбаки сами себе не враги, каждый раз, собираясь на рыбалку, мы пытаемся выяснить, какова же ледовая обстановка в том или другом месте, но получить ее сложно, — посетовал старший сотрудник НИИ спасания и подводных технологий Александр Марков.

В МЧС на это ответили, что информация такая есть, но не все ее находят в Интернете. Казалось бы, проще всего разместить данные на сайте поисково-спасательной службы, чтобы рыбаки могли целенаправленно получать информацию из первых рук. Однако, как выяснилось, у службы сайта нет. И это еще одна проблема, хотя и вполне разрешимая.

#водоемы #спасатели #ЧП на воде

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7173) от 23.05.2022 под заголовком «Спасание на водах».


Комментарии