Сила ледяного «цунами»: гидрологи-петербуржцы отслеживают ход ледостава во многих регионах страны
Высокий уровень воды в Ладоге и необычно теплая в начале этой зимы погода вызвали у гидрологов беспокойство, поскольку при становлении ледостава это может привести к образованию опасных зажоров. А Нева подвержена таким природным явлениям, как никакая другая река. Скопления шуги и мелкобитого льда, стиснув русло, могут привести к повышению уровня воды, и она станет подтоплять прибрежные участки, просачиваться в подвалы. Словом, натворит немало бед. Но если наводнения на Неве предотвращает дамба, то с зажорами ничего по большому счету поделать нельзя. Можно лишь предсказать их появление и предупредить тех, для кого они могут иметь печальные последствия. Специалисты ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрологии и мониторингу окружающей среды» (УГМС) это и делают, проводя наблюдения и анализируя данные, поступающие с наблюдательных постов.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
«Шутовские» традиции
Ох не следовало строить город в устье Невы — сетовали некоторые наши предки-петербуржцы, переживая очередное наводнение. Да, в болотистых местах с влажной почвой нельзя ничего возводить, вторили люди, знавшие в этом толк. А в межсезонье, когда река покрывалась льдом или сбрасывала его с себя, ее буйный нрав видели все горожане. В первом случае это грозило зажорами, образованием торосов и опасными подвижками льда. А при весеннем половодье, когда полноводная Нева освобождалась от ледяного покрова, большую тревогу вызывали нагромождения его обломков — могучие торосы.
Но вот что любопытно: со времен Петра I горожане отмечали то и другое особым образом. При ледоставе один из придворных шутов переходил Неву под барабанную дробь. Следом с веревкой и крючьями шли другие, чтобы помочь ему, если лед окажется непрочным. Завершение этого действа означало, что санный путь по замершей Неве открыт. А вскрытие льда, указывавшее на скорое начало судоходства, приветствовали выстрелами пушек Петропавловской крепости. После ледохода Неву пересекал на судне сам основатель города, который завел эти традиции, или генерал-губернатор. Затем начинался торжественный ритуал, включавший поднятие судовых флагов, оружейный салют и рапорт о возобновлении работы порта…
С тех пор утекло много воды. На Неве появились разводные переправы, вызвавшие небольшие сужения ее русла. Изменение климата привело к тому, что толщина льда на Ладоге, доходившая почти до метра, стала меньше. Отошли в прошлое крупные заторы на Неве, где весной, при ее вскрытии, движется ладожский лед. В последний раз они наблюдались в середине XX века. Но эта река остается своенравной, и зажорные явления происходят на ней поныне, хотя и с меньшим размахом.
Ленинградские гидрологи ведут наблюдения за ними с 1933 года, когда при региональном отделении Гидрометслужбы была создана специальная группа. Через пару лет ее прогноз насчет разрушительного зажора и подтопления полностью сбылся. Вовремя приняв меры, удалось уберечь город от немалых убытков. Отдел гидрологических прогнозов действует при Северо-Западном УГМС по сей день. Здесь работают всего несколько человек. Но в сферу их деятельности входят не только Петербург и Ленобласть. Сюда стекается также информация с Новгородской, Псковской, Калининградской областей и Карелии. То есть данные, по которым можно судить о поведении там водотоков. И прогнозировать опасные с точки зрения гидрологии ситуации: весеннее половодье, когда крупные реки выходят из берегов, ливневые паводки и другие.
Будка у Лисьего Носа
Кто ждет эти научно обоснованные предсказания? Да многие. Петербургский «Водоканал», например, МЧС и мостостроители. Гидроэнергетики строят работу в зависимости от уровня воды в тех водоемах, где действуют их объекты. «Росморпорт» должен вовремя вывести в Невскую губу свои ледоколы. Судовладельцы же планируют сроки открытия и закрытия навигации, чтобы своевременно подготовить флот или, наоборот, убрать его из акватории.
Это важно знать и речникам, которые работают на Неве, и тем, кто обслуживает значительные водные пути — Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский каналы. Так, при низком уровне воды в Ладоге судам с большой осадкой становится сложно пройти по ее мелководной бухте Петрокрепость. А значит, оценки гидрологов сказываются и на безопасности судоходства.
Причем они должны владеть ситуацией по всему огромному Северо-Западу, где большие перепады температур и разный ледовый режим. В Карелии, скажем, он отличается от того, который характерен для более южных регионов, входящих в зону ответственности УГМС. А в самом западном регионе страны лед вообще долго не держится: появится и тут же растет. «Ледостав идет с северо-востока на юго-запад, — рассказывает Марина Богдан, руководитель отдела. — Сначала забереги и ледовые явления мы отмечаем в Карелии, потом в Ленобласти, скажем, на реке Ояти. Гидрологический режим на водотоках 47-го региона четко делится по реке Волхов: она разграничивает его на западную и восточную части. Получается, лед в верховьях реки Пчевжи появляется раньше, чем на Тигоде, левом волховском притоке…»
Уровень и температуру речной воды замеряют датчики, стоящие на гидрологических постах, которые обслуживает другое подразделение Северо-Западного УГМС. Они же помогают контролировать ледовую обстановку, а при необходимости отслеживают и другие параметры, вплоть до химического состава воды.
По спутниковой связи эти данные поступают с необходимой периодичностью (как правило, раз в час) в главный офис управления, расположенный на 23‑й линии Васильевского острова. Точнее, в его «прогнозный» отдел, где компьютеры, имеющие специальное программное обеспечение, пополняют электронную базу данных, рисуют таблицы и графики. Правда, не все посты действуют в автономном режиме, представляя собой будку с приборами, автоматизированным гидрологическим комплексом и мачтой. Есть водотоки, на которые дважды в сутки, утром и вечером, приходят наблюдатели с водомерной рейкой. Они делают там замеры и отправляют эти сведения в УГМС, где компьютерная программа их раскодирует. А есть и так называемые свайные наблюдательные посты.
В черте Петербурга на Неве находится девять подобных объектов, включая основной для города пост — ординар у Горного университета. Ставить их на других городских реках-каналах, большинство которых связаны с Невой, менее важно, хотя расширять эту сеть целесообразно.
Зато на реке Сестре такие наблюдения издавна ведутся. Да и на побережье Невской губы — у поселка Лисий Нос и города Ломоносова. А еще на острове Котлин, где расположен знаменитый кронштадтский футшток (старая чугунная линейка с делениями), нулевая отметка которого принята за точку отсчета высот и глубин всей нивелирной сети нашей страны.
Главный штаб прогнозов
В Ленобласти таких наблюдательных точек существенно больше. Разного вида посты «обосновались» на притоках Невы (Охта, Тосна, Мга) и других крупных водотоках региона, к примеру, на реке Луге. Имеются они, конечно, на Ладоге — в районе Шлиссельбурга, у истока Невы и на острове Валаам. Нужные сведения поступают также с Новоладожского канала. А в целом на территории нашего города и Ленобласти насчитывается 54 гидрологических поста. «В советское время их было больше, — говорит специалист. — Теперь труднее найти наблюдателей, которые согласились бы за скромную плату ежедневно в любую погоду снимать показания. Да и деревушек, где на берегу рек живут наши помощники, стало меньше».
В Карелии и Калининградской области прогнозы составляют сотрудники тамошних филиалов. По остальным регионам это делают петербуржцы-гидрологи. Но, так или иначе, они располагают сведениями по всей внушительной территории. И на основании информации, поступающей в УГМС, анализируют обстановку, пишут отчеты, рисуют (по запросам разных организаций) карту ледовой обстановки на Ладоге и в Финском заливе.
Их кабинет не очень‑то похож на главный штаб гидрологических прогнозов. Он небольшой, со скромной обстановкой. Не видно здесь и громадных, как ожидаешь, мониторов. Правда, один из них, висящий на стене, показывает ситуацию на Неве в районе Дворцового моста. Отдел подключен к городской системе видеонаблюдения «Безопасный город». Она позволяет видеть разные участки акватории и отслеживать ситуацию в режиме онлайн.
А бывает, специалисты садятся в машину и едут к невским берегам, чтобы увидеть все своими глазами. Так происходит иногда во время ледостава. При Северо-Западном УГМС в эту пору создается зажорная служба, работающая беспрерывно, без выходных. А на Неве в некоторых местах могут появиться временные посты.
Это очень своеобразная река со сложным характером. На него влияют климатические факторы и геоморфология: повороты, переломы продольного профиля, сужения русла. А еще гидрологические условия. То есть водность, зависящая от уровня Ладоги: чем он выше, тем больше шуги из нее поступает и мощнее зажоры, делится начальник отдела.
Полноводность же самого озера, крупнейшего пресноводного водоема Европы, определяет масштаб половодья. Ладога имеет обширный бассейн, в нее впадает множество рек. Основное питание, около 70 %, обеспечивают ей реки Волхов, Свирь и Вуокса. А выпадает из нее только Нева.
Как на ней образуется ледостав? В начале зимы, когда столбик термометра пойдет вниз, при устойчивой отрицательной температуре мелководные участки Ладоги через несколько дней начнут покрываться ледяной пленкой. Из бухты Петрокрепость эти плывущие куски пленки (сало) и мелкобитый лед пойдут по Неве. А на ее открытых участках, отдающих тепло в атмосферу, из‑за разницы температур появляется донный лед, который всплывает и создает шугу.
Обычно лед на реках образуется вдоль всего русла и смерзается, создавая ровную сплошную поверхность. А на многоводной Неве сомкнуться им мешают рельеф и течение, поясняет Марина Богдан. Рыхлое ледяное месиво движется вниз по реке, забивая протоки и замедляя (вместе с заберегами) ее свободное течение. А шуга, смерзаясь, образует местами неподвижный лед.
Как «взрывали» Неву
Плотные зажорные пробки толщиной кое‑где до десяти метров тянутся иной раз на несколько километров. Но в нижнем течении Невы они наблюдаются в одних и тех же местах. Это участки реки от моста Петра Великого до Володарского моста, а также в районе Новосаратовки и около устья реки Ижоры. При этом уровень невской воды — выше зажора по течению — может резко повыситься, порой на полтора-два метра и больше.
Поднимаясь, вода проникает в прибрежные объекты, просачивается в подвалы предприятий и жилых домов. Было время, от нее страдала и станция метро «Пролетарская», пока город не принял меры. Работники Обуховского завода и ТЭЦ-5, которым речная вода, бывало, досаждала, тоже научились бороться с ней, получая сигналы об угрозе. Как, впрочем, и сотрудники Усть-Ижорского фанерного комбината и Средне-Невского судостроительного завода.
Мало того, шуга забивает гидротехнические сооружения и решетки водозаборов, создавая немало проблем тем, кто их обслуживает. Хотя, опираясь на прогнозы, и они могут снизить риски. Городской «Водоканал», скажем, переходит на другой режим работы. Но в целом опасность остается. Зажорные скопления, обладающие колоссальной массой в миллионы тонн, сносят все на своем пути не хуже цунами. Ледяной исполин, продвигаясь, может повредить гранитные набережные и опоры мостов, унести незакрепленную технику и стоящие на берегу суда. Поэтому при формировании ледостава гидрологи в срок предупреждают всех, кому эта стихия может навредить. Нынче такое предупреждение получили и строители, сооружающие Большой Смоленский мост…
Впрочем, так было и раньше. Собеседница берет в руки альбомы со снимками, которые с 1935 года делали ее предшественники. На одних запечатлены навалы (береговые нагромождения льда) и устрашающие торосы, «вздыбившие» Неву. На других можно увидеть кран, который вынесло на лед, или машину, лежащую вверх колесами у одного из мостов. А вот люди в буденовках и шинелях закладывают взрывчатку в лунку на Неве под руководством коменданта города…
Зажорные поля пытались взрывать. Это не помогало, наоборот, подброшенная взрывной волной ледяная каша становилась еще плотнее. Подвижки льда (большие его кромки, начинавшие при оттепели плыть по реке) горожане тоже видят на Неве, не в силах ничего предпринять. Как‑то на борьбу с зажорами отправили портовый ледокол. Его винты увязли в ледяном месиве, он застрял, и его понесло на опоры моста. К счастью, тогда все обошлось.
Зато городскому ледоколу «Невская застава», осадка которого 3,8 метра, зажоры не страшны. Однажды во время ледостава он помог избежать беды судам, которые шли на базу и потеряли из‑за шуги управление. Устранить зажоры такому ледоколу не по силам, но ослабить их чудовищную силу, понизить уровень воды, проходя по фарватеру реки, он в состоянии. А вскоре ему на помощь придет второй ледокол-буксир, строящийся на одной из верфей.
Что до перспектив развития «прогнозного» отдела, то они связаны с созданием нового отечественного оборудования. Импортозамещение здесь дает о себе знать. И есть надежда, что к этим приборам появятся новые методики. Разрабатывает их Государственный гидрологический институт — головной научный центр России в этой сфере с более чем столетней историей. Хорошо бы для пользы дела обновить также программное обеспечение, говорят специалисты, и оно должно скоро появиться.
Читайте также:
Циклон «Чарли» принес в Северную столицу рекордное количество осадков
А снег идёт. Как работают в непростых условиях дорожные и коммунальные службы?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7826) от 15.01.2025 под заголовком «Сила ледяного «цунами»».
Комментарии