Шокшинский порфир. Как в Петербурге поселились вепсы

Свою «родословную» Петербург обогатил небольшим по численности, но древнейшим на Северо-Западе народом — вепсами.

Шокшинский порфир. Как в Петербурге поселились вепсы | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Четыреста человек в пятимиллионном городе — капелька в море. Но это капелька волшебная, родная, это соль ладожской земли, а эти четыреста человек принадлежат к древнему народу весь (вепсы), о котором еще в VI веке писал историк Иордан. Жили племена в Межозерье — между Ладожским, Онежским и Белым озерами — еще в Киевские и Новгородские времена, за несколько столетий до появления Петербурга. В Ленинградской области и в Карелии и сегодня можно увидеть могильные курганы, дома из бревен лиственных деревьев Т-образной планировки с резным балкончиком под коньком крыши. Все это — свидетельства культуры народа, к которому принадлежат эти четыреста петербуржцев, называющие себя чудью или вепсами, несмотря ни на какие обстоятельства. До 1917 года вепсов официально называли чудью» — так писала о своем народе вепсянка Ирина Соколова.

Вепсы прославились каменотесным промыслом. В Петербурге есть возможность увидеть великолепные изделия вепсских мастеров в Иса­акиевском и Казанском соборах, Эрмитаже и на Исаакиевской площади. На Красной площади Москвы венечная часть Мавзолея, внутренние пилястры и буквы ЛЕНИН сделаны из шокшинского порфира. А когда решили перенести прах Наполеона в Париж, в Россию прибыл инженер в поисках подходящего материала для гробницы.

Последнюю точку в наполеоновской эпохе поставили шокшинские мастера из России, изготовив для некогда могущественного императора саркофаг из малинового кварцита. Его добывали на единственном в мире месторождении на берегу Онежского озера, где жили вепсы. Малиновый кварцит в четыре раза тверже гранита. Это минерал ровного пурпурного окраса, напоминающего цвет крови. Его также называют порфиром, поскольку в похожий цвет были окрашены одежды византийских царей и императоров Рима.

При Петре I часть вепсов в Ингерманландской губернии были крепостными, другие — государственными крестьянами. Вепсы были в основном земледельцами, а также животноводами, охотниками и рыболовами. В каждой деревне имелись мастера-ремесленники — кузнецы, бондари, катовалы (валяльщики), портные, сапожники, кожевники, печники. Когда шведов выгнали с берегов Невы, вепсы потянулись к новому городу, мастера там были очень нужны. Заодно торговали мясом, рыбой.

Чудь относится к европеоидной расе с уральской примесью. Это люди небольшого роста, волосы светлые и прямые, на скуластом лице нижняя челюсть слегка расширена, кончик носа приподнят. У вепсов особый своенравный характер.

Их родной язык относится к одному из древнейших прибалтийско-финских языков, к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Он изначально был бесписьменным, что создавало угрозу его исчезновения. В 1931 году в Ленинграде для этого наречия была создана письменность на основе латиницы. С 1932 года в 54 школах Ленинградской области начался переход всего обучения на вепсский язык (с обязательным изучением русского). При Лодейнопольском педагогическом техникуме было создано отделение для подготовки учителей вепсского языка.

Однако уже в 1938 году эта деятельность прекратилась. Тогда не только отменили обучение на вепсском языке, но и уничтожили учебники. Часть национальной интеллигенции и видные государственные работники были обвинены в национализме и репрессированы. Вепсы стали использовать свой язык только в быту.

С 1938 года по отношению к вепсам, как и к некоторым другим малочисленным народам, стала проводиться политика, направленная на ускорение их ассимиляции. При получении паспортов вепсов записывали русскими. Объясняли тем, что национальности «вепс» в официальном списке не существует. При проведении переписей населения 1970 и 1979 годов счетчикам давалось указание вепсов фиксировать как русских. В результате численность вепсов сократилась с 32 773 человек в 1926 году до 8100 в 1979‑м.

Предсказывали, что через несколько десятилетий этот народ исчезнет. Но вепсы оказались такими же крепкими, как шокшинский порфир, благодаря которому они прославились на весь мир. В 1989 году при переписи населения вновь назвали себя вепсами 12,5 тыс. человек. Наибольшее количество вепсов сохранилось в Подпорожском районе Ленинградской области, там же в селе Винница существует Центр вепсской культуры. Второй центр — в Бокситогорском районе. В области проводятся национальные праздники «Древо жизни», выступает вепсский народный ансамбль «Любимый». Есть общество вепсов и в Петербурге. У вепсов имеются свои этнографы, хореографы, языковеды, художники и писатели. Известны имена В. В. Пулькина, А. В. Петухова, В. П. Ершова.

— Когда я думаю об истории моего народа и о нелегких судьбах отдельных его представителей, то прихожу к мысли о том, что вепсы выжили благодаря необыкновенному трудолюбию, упорству и высокому нравственному долгу, — вспоминала петербурженка-вепсянка Елизавета Савина — инвалид Великой Отечественной войны. — В любой вепсской семье с детства закладывалась жизненная установка: вставать как можно раньше, сделать как можно больше. Работы у нас не боятся. Работа — это удовольствие…

Как бы тяжело ни было Елизавете Петровне, она умело справлялась с хозяйством, когда приезжала из Петербурга на родину. Многие вепсы, вырастив детей и закончив трудовую деятельность, возвращаются в места, где проживали их предки. Тяга к земле в генах этого древнего народа.

Причем бывшие горожане адаптируются в природной среде так быстро, словно и не было десятков лет благоустроенной городской жизни за плечами. Они, в том числе и женщины, могут жить в шалаше на берегу, возделывать огород, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу на лодке-плоскодонке…

И это неудивительно. По вероисповеданию христиане, вепсы сохраняют сочетание христианского и языческого мировоззрений. Самым известным среди духов-хозяев у вепсов был хозяин леса. Старики, входя в лес, обязательно бросали ему подношения. Лес для вепса — место, где нельзя ругаться, разорять гнезда, рубить деревья больше, чем надобно.

Известность этого народа в конце XV – XVI веке связана с деятельностью преподобного Александра Свирского, который, по мнению ряда исследователей, был вепсом по происхождению. Ныне в Ленинградской области действует монастырь, основанный Александром Свирским.

В апреле 2006 года вепсы были включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Этим шагом государство взяло на себя ряд обязательств по сохранению народа и его культуры. А вепсский язык наряду с водским и ижорским занесен в Красную книгу языков народов России.


#этнос #народности #общество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7102) от 03.02.2022 под заголовком «Шокшинский порфир».


Комментарии