Шокшинский порфир. Как в Петербурге поселились вепсы

Свою «родословную» Петербург обогатил небольшим по численности, но древнейшим на Северо-Западе народом — вепсами.

Шокшинский порфир. Как в Петербурге поселились вепсы | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Четыреста человек в пятимиллионном городе — капелька в море. Но это капелька волшебная, родная, это соль ладожской земли, а эти четыреста человек принадлежат к древнему народу весь (вепсы), о котором еще в VI веке писал историк Иордан. Жили племена в Межозерье — между Ладожским, Онежским и Белым озерами — еще в Киевские и Новгородские времена, за несколько столетий до появления Петербурга. В Ленинградской области и в Карелии и сегодня можно увидеть могильные курганы, дома из бревен лиственных деревьев Т-образной планировки с резным балкончиком под коньком крыши. Все это — свидетельства культуры народа, к которому принадлежат эти четыреста петербуржцев, называющие себя чудью или вепсами, несмотря ни на какие обстоятельства. До 1917 года вепсов официально называли чудью» — так писала о своем народе вепсянка Ирина Соколова.

Вепсы прославились каменотесным промыслом. В Петербурге есть возможность увидеть великолепные изделия вепсских мастеров в Иса­акиевском и Казанском соборах, Эрмитаже и на Исаакиевской площади. На Красной площади Москвы венечная часть Мавзолея, внутренние пилястры и буквы ЛЕНИН сделаны из шокшинского порфира. А когда решили перенести прах Наполеона в Париж, в Россию прибыл инженер в поисках подходящего материала для гробницы.

Последнюю точку в наполеоновской эпохе поставили шокшинские мастера из России, изготовив для некогда могущественного императора саркофаг из малинового кварцита. Его добывали на единственном в мире месторождении на берегу Онежского озера, где жили вепсы. Малиновый кварцит в четыре раза тверже гранита. Это минерал ровного пурпурного окраса, напоминающего цвет крови. Его также называют порфиром, поскольку в похожий цвет были окрашены одежды византийских царей и императоров Рима.

При Петре I часть вепсов в Ингерманландской губернии были крепостными, другие — государственными крестьянами. Вепсы были в основном земледельцами, а также животноводами, охотниками и рыболовами. В каждой деревне имелись мастера-ремесленники — кузнецы, бондари, катовалы (валяльщики), портные, сапожники, кожевники, печники. Когда шведов выгнали с берегов Невы, вепсы потянулись к новому городу, мастера там были очень нужны. Заодно торговали мясом, рыбой.

Чудь относится к европеоидной расе с уральской примесью. Это люди небольшого роста, волосы светлые и прямые, на скуластом лице нижняя челюсть слегка расширена, кончик носа приподнят. У вепсов особый своенравный характер.

Их родной язык относится к одному из древнейших прибалтийско-финских языков, к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Он изначально был бесписьменным, что создавало угрозу его исчезновения. В 1931 году в Ленинграде для этого наречия была создана письменность на основе латиницы. С 1932 года в 54 школах Ленинградской области начался переход всего обучения на вепсский язык (с обязательным изучением русского). При Лодейнопольском педагогическом техникуме было создано отделение для подготовки учителей вепсского языка.

Однако уже в 1938 году эта деятельность прекратилась. Тогда не только отменили обучение на вепсском языке, но и уничтожили учебники. Часть национальной интеллигенции и видные государственные работники были обвинены в национализме и репрессированы. Вепсы стали использовать свой язык только в быту.

С 1938 года по отношению к вепсам, как и к некоторым другим малочисленным народам, стала проводиться политика, направленная на ускорение их ассимиляции. При получении паспортов вепсов записывали русскими. Объясняли тем, что национальности «вепс» в официальном списке не существует. При проведении переписей населения 1970 и 1979 годов счетчикам давалось указание вепсов фиксировать как русских. В результате численность вепсов сократилась с 32 773 человек в 1926 году до 8100 в 1979‑м.

Предсказывали, что через несколько десятилетий этот народ исчезнет. Но вепсы оказались такими же крепкими, как шокшинский порфир, благодаря которому они прославились на весь мир. В 1989 году при переписи населения вновь назвали себя вепсами 12,5 тыс. человек. Наибольшее количество вепсов сохранилось в Подпорожском районе Ленинградской области, там же в селе Винница существует Центр вепсской культуры. Второй центр — в Бокситогорском районе. В области проводятся национальные праздники «Древо жизни», выступает вепсский народный ансамбль «Любимый». Есть общество вепсов и в Петербурге. У вепсов имеются свои этнографы, хореографы, языковеды, художники и писатели. Известны имена В. В. Пулькина, А. В. Петухова, В. П. Ершова.

— Когда я думаю об истории моего народа и о нелегких судьбах отдельных его представителей, то прихожу к мысли о том, что вепсы выжили благодаря необыкновенному трудолюбию, упорству и высокому нравственному долгу, — вспоминала петербурженка-вепсянка Елизавета Савина — инвалид Великой Отечественной войны. — В любой вепсской семье с детства закладывалась жизненная установка: вставать как можно раньше, сделать как можно больше. Работы у нас не боятся. Работа — это удовольствие…

Как бы тяжело ни было Елизавете Петровне, она умело справлялась с хозяйством, когда приезжала из Петербурга на родину. Многие вепсы, вырастив детей и закончив трудовую деятельность, возвращаются в места, где проживали их предки. Тяга к земле в генах этого древнего народа.

Причем бывшие горожане адаптируются в природной среде так быстро, словно и не было десятков лет благоустроенной городской жизни за плечами. Они, в том числе и женщины, могут жить в шалаше на берегу, возделывать огород, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу на лодке-плоскодонке…

И это неудивительно. По вероисповеданию христиане, вепсы сохраняют сочетание христианского и языческого мировоззрений. Самым известным среди духов-хозяев у вепсов был хозяин леса. Старики, входя в лес, обязательно бросали ему подношения. Лес для вепса — место, где нельзя ругаться, разорять гнезда, рубить деревья больше, чем надобно.

Известность этого народа в конце XV – XVI веке связана с деятельностью преподобного Александра Свирского, который, по мнению ряда исследователей, был вепсом по происхождению. Ныне в Ленинградской области действует монастырь, основанный Александром Свирским.

В апреле 2006 года вепсы были включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Этим шагом государство взяло на себя ряд обязательств по сохранению народа и его культуры. А вепсский язык наряду с водским и ижорским занесен в Красную книгу языков народов России.


#этнос #народности #общество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7102) от 03.02.2022 под заголовком «Шокшинский порфир».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.