Шкурки в сторону. Почему опустел Дворец пушнины на Московском проспекте

Мы продолжаем обзор знаковых для города зданий, утративших старые функции, но слишком долго перестраивающихся под новое предназначение. «Забвенью брошенный дворец» - охарактеризовал когда-то Пушкин Михайловский замок. Это определение вполне подходит и Дому пушнины на Московском проспекте, 98, хотя это памятник гораздо более поздней эпохи. За величавый монументализм в разговорной речи горожане называют Дом пушнины «дворцом».

Шкурки в сторону. Почему опустел Дворец пушнины на Московском проспекте | Некогда здание на Московском олицетворяло державный образ советского внешторга. Теперь это обычный бизнес-центр. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Некогда здание на Московском олицетворяло державный образ советского внешторга. Теперь это обычный бизнес-центр. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мягкое золото

Продажа мехов для советского государства в первые десятилетия его существования была одним из важнейших путей поступления валюты - эра нефте- и газопроводов наступила много позже. Современные синтетические материалы, которые для пошива одежды удобнее и дешевле, чем натуральные, были еще не изобретены. Активисты борьбы за права животных еще не задавали моду. Так что шкурки соболей, норок и песцов, как диких, так и выращенных в зверосовхозах, приносили казне СССР стабильный доход.

В 1931 году было создано внешнеэкономическое объединение «Союзпушнина». Торги шкурками решено было проводить в Ленинграде. Распоряжение о строительстве для него здания на Международном (так тогда назвался Московский) проспекте было подписано в декабре 1936 года. Строительство и проектирование шло всего два года (срок, в который трудно уложиться и при сегодняшних технологиях, но важность объекта, видимо, подгоняла). Дом распахнул двери уже в 1939 году.

В том же году в № 1 журнала «Архитектура Ленинграда» критик писал о новом доме: «Автор проекта - проф. Д. Ф. Фридман (5-я проектная мастерская Моссовета). Работы выполнялись трестом «Ленторгстрой» при участии конторы «Госотделстрой».

В плане Дом пушнины имеет четкое осевое решение, выраженное и на главном фасаде. При этом центральной парадной части, главному входу и портику фасада, отвечает расположенный на той же средней оси большой полуциркульный аукционный зал, а двум симметрично расположенным восьмиколонным коринфского ордера крыльям фасада - четыре поэтажные пары операционных и выставочных залов».

Дворец международного размаха

«Вошедший в здание посетитель прежде всего попадает в просторный светлый вестибюль-гардероб площадью около 500 кв. метров, - отмечали современники. - Его полы были выстланы мраморными плитами, а перекрытие поддерживается шестью парами дорических колонн, отделанных искусственным мрамором и украшенных капителями, орнаментированными иониками...»

Критик отметил, что залы сообщаются подъемниками и лестницами с подвалом, где располагаются холодильные склады (хранение пушнины требует температуры в среднем 4 градуса). Богатый уличный фасад здания, украшенный хорошо прорисованным центральным портиком и 16 коринфского ордера колоннами, отделан мраморной крошкой с введением в толщу ее слюдяных пластинок.

«Последние дают приятный блеск при солнечном освещении и оживляют матово-серую фактуру фасада. Говоря о внешних архитектурных формах Дома пушнины в целом, легче всего было бы упрекнуть автора в некритическом освоении классических форм и излишнем увлечении украшенчеством. Однако это не совсем так, поскольку и в трактовке карниза, имеющего 2-метровый вынос и украшенного тяжелыми модильонами, и в ритме тяжелых балконов, и в удачном сочетании высокого гладкого аттика с нарядной колоннадой, и в решении торцов весь испытанный арсенал старых классических форм автором применен достаточно по-новому и со вкусом». Правда, автор замечал, что здание такого облика лучше бы смотрелось на площади или замыкая перспективу улицы.

Можно добавить, что крупный советский архитектор Даниил Фридман работал в основном в Москве (его основные постройки - Наркомат оборонной промышленности, подстанция-1 Московского метрополитена, а также Центральный универмаг в Киеве), Дом пушнины его единственная постройка в Ленинграде. Современные критики называют эту постройку примером сталинского неоклассицизма.

Молоток и молот

В начале нынешнего века я еще успел побывать в доме, когда он использовался по первоначальному назначению. Даже опубликовал в «Санкт-Петербургских ведомостях» корреспонденцию с торгов. Перед ними профессиональные дилеры осматривали шкурки, отмечали - какая партия товара для них особо интересна. В коридорах ощущался легкий запах мехов («Соболь пахнет соболем», - сказали мне тогда) и... больших денег. Сам пушной аукцион шел по древней технологии: «с голоса». В этом была своеобразная романтика, винтаж. На фондовых и валютных биржах уже давно цены назначали на компьютере...

Но молоток аукциониста уступил место молоту строителя. В июле 2014 года в здании начался капитальный ремонт, было объявлено, что вместо пушных аукционов здесь появится банковский офис. Заинтересованной стороной был коммерческий банк. Ремонт должен был закончиться в 2018 году. Но здание, судя по всему, клерками не задействовано. Внешне оно производит впечатление пустого.

В самой группе компаний на мой запрос ответили, что сейчас по данному адресу не работают, поэтому судьбу дома не комментируют. В пресс-службе коммерческого банка на запрос редакции ответили, что это кредитное учреждение «не планирует переезжать во Дворец пушнины».

По данным www.kartoteka.ru, АК «Союзпушнина» имеет юридический адрес в Москве (ОСП - это, как мы поняли, обособленное подразделение), уставный капитал фирмы 4,25 млн руб. По данным www.kartoteka.ru, ОАО «Пушной дом» имеет уставный капитал 8,23 млн руб. Компания зарегистрирована в Москве (юрадрес), а петербургский Дом пушнины указан как филиал.

Судя по отчету по итогам 2018 года, вся деятельность «Пушного дома» свелась к работам по реконструкции здания на Московском проспекте, 98В, которое находится в собственности компании.

Кто и когда въедет в дом на Московском, пока неизвестно.

#исторические здания #архитектура #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6587) от 12.12.2019 под заголовком «Шкурки в сторону».


Комментарии