2Vtzqv4Hz9U

Сдать профминимум. Такую задачу ставят перед школами в новом учебном году

1 миллион — столько детей сегодня пойдут в петербургские школы и детсады, сообщил губернатор города Александр Беглов. Это рекорд, как и количество новых школ — 24 (в следующем году обещают «полностью ликвидировать» дефицит школ и детсадов), и финансирование программы развития образования (доросло до 245 млрд руб.), и обновление образовательных организаций (выделили 7 млрд рублей). Еще одна черта учебного года-2023/24 — расширение и углубление профориентации.

Сдать профминимум. Такую задачу ставят перед школами в новом учебном году | ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС

ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС

В российских школах введут «Проф­минимум». Это федеральная прог­рамма, ее задача — ознакомить «с миром профессий и специальностей и особенностями федерального и регионального рынка труда». В 6 – 11-х классах еженедельно будут проходить занятия «Россия —мои горизонты», объявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. На сайте проекта цитируют обращение президента к Федеральному собранию: «За ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий».

Кадровый дефицит в большинстве отраслей экономики РФ давний. Выпускники колледжей и вузов ищут работу не по специальности, «концы не сходятся». Чтобы сходились, то есть чтобы выпускник школы лучше представлял свою будущую дорогу, в 2019‑м стартовал проект по ранней профориентации «Билет в будущее». Нынешний «Профминимум» в некотором роде продолжение, но более централизованное.

— Подготовка кадров для предприятий и организаций — задача не только для среднего или высшего образования, но и для школ, — комментирует глава городского комитета по образованию Наталия Путиловская.

По ее словам, Петербург и так внедрял что‑то вроде профессионального минимума. Два года назад начал давать школам гранты на современные лаборатории и предпрофессиональные классы — инженерные, айтишные, химико-биологические и так далее. 154 школы выиграли по 15 – 25 млн рублей, создали 240 лабораторий: дети осваивают компьютерное зрение, Интернет вещей, 3D-печать, робототехнику, беспилотники, энергетические системы. Школы партнерствуют с предприятиями, колледжами и вузами — это одно из условий получения гранта.

У Морского технического университета (Корабелки) семь подшефных школ с такими грантовыми инженерными классами. Его ректор Глеб Туричин участие в проекте объясняет тем, что с каждым годом все меньше выпускников сдают физику, и вузу «просто не хватало качественных мотивированных абитуриентов». Самому вузу, по словам ректора, на такую досадную ситуацию влиять сложно. Разве что посодействовать школе в том, чтобы образование в нужном для вуза русле было завлекательнее. Попробовали — поняли, что работает. И уже у себя создали центр для детей из тех школ, где инженерных классов нет.

В Химико-фармацевтическом университете организовали Центр компетенций для педагогов химбиоклассов. Таких в городе три десятка.

— Каждый год открывается новое фармпроизводство, — говорит ректор Игорь Наркевич. — В город приходят компании, которые занимаются тонким органическим синтезом и глубокой переработкой сырья, новыми материалами и реактивами.

На недавнем Большом педсовете Инесса Петренко, директор гимназии № 261, тоже выигравшей грант на покупку оборудования, ратовала за невыигравших. Дескать, лаборатории — конечно, замечательно, но дорого, а «в массовой школе может не хватать оборудования для экспериментов по самым востребованным для экономики отраслям: физике, химии, биологии». Директор попросила губернатора «изменить концепцию грантов»: пусть будут скромнее, зато достанутся большему количеству школ.

Губернатор ответил, что деньги на оборудование найдут, но на лабораториях «экономить все равно не будем».

Полтысячи петербургских старшеклассников получат в нынешнем году первую профессию, еще не поступив в колледж. Это проект «Моя первая профессия»: учатся на младших медсестер, лаборантов химанализа, чертежников, вожатых. Например, 30 выпускников школы № 334 Невского района (она выиграла грант по направлению «энергоклассы») получат «корочки» как электромонтеры 2‑го разряда. Партнеры — Малоохтинский колледж и «Ленэнерго».

Больше всего экономике не хватает айтишников, полагает председатель Законодательного собрания Петербурга Александр Бельский. Неудивительно, что в «цифру» тянет и сферу дополнительного образования. За три года в городе появилось 22 центра цифрового образования: «Кванториумы», «IT-кубы» и «ИнфинITи». В этом году откроются два таких в Выборгском и Фрунзенском районах, два — в Московском и Адмиралтейском районах, один — в школе Красносельского района. По планам, к 2025 году таких центров будет 32.

В прошлом году в комитете по промышленной политике «проанализировали дисбалансы в отношениях между заводами и учреждениями среднего профобразования», рассказывает глава комитета Кирилл Соловейчик. Сейчас создана информационная система, которая собирает потребности предприятий в кадрах — чтобы город оперативно понимал, сколько бюджетных мест выделить на тех или иных направлениях в техникумах и колледжах. Явный дефицит — по 61 базовой производственной специальности. Подобная платформа сейчас создается на федеральном уровне.

В некоторых колледжах и техникумах получить ремесло в руки теперь можно быстрее, чем раньше. Так работает федеральная прог­рамма «Профессионалитет». Она объединяет сразу несколько учреждений среднего профобразования и предприятия по кластерам — в Петербурге это «Судостроение», «Машиностроение», «Легкая промышленность». Обучение профессии выстраивают с участием конкретных будущих работодателей, поэтому сроки сокращаются. Некоторым колледжам, которые сотрудничают с «Силовыми машинами», удалось ускориться аж на треть — практически на год.

Те, кто делает первые шаги в профессии, смогут в ноябре показать себя работодателям со всей России. В Петербурге пройдет первый всероссийский чемпионат «Профессионалы» для учащихся колледжей и техникумов — специально подгадали под форум «Российский промышленник». Чемпионат — замена международного «Ворлдскиллс», участвовать в котором мы прекратили. Впрочем, тоже с международным участием: ждут 20 зарубежных делегаций.

Для состязаний город закупает оборудование на 1 млрд рублей: современные станки и тому подобное. Потом их решено не раздавать техникумам («размазывать тонким слоем — неэффективно», считает губернатор Беглов), а аккумулировать в чем‑то вроде центра коллективного пользования, для студенческой практики.

…По опросу, на днях проведенному одним из IT-сервисов по поиску работы, 97 % взрослых помнят имя-отчество своего первого учителя. Возможно, нынешние школьники, когда вырастут, будут помнить, кто ввел их в профессию.


#школы #профминимум #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7492) от 01.09.2023 под заголовком «Сдать профминимум».


Комментарии