Самозанятые в парке. Как таксомоторный рынок приспосабливается к обновлениям законодательства

Уже больше полугода таксомоторная отрасль страны живет в новых реалиях — в соответствии с порядком перевозки пассажиров, прописанным в федеральном законе от 29.12.2022 № 580‑ФЗ, который заработал с 1 сентября прошлого года. Определенные перемены наблюдаются. Таксомоторный рынок пытается адаптироваться к новым условиям. Но и попытки подкорректировать правила так, чтобы они не стали административным барьером и тормозом для отрасли, в стране тоже не прекращаются. Кое-какие результаты уже есть. Оценки происходящего у каждой из заинтересованных сторон порой настолько различаются, что кажется, будто разговор идет не об одном и том же предмете — услуге такси. Это касается и цен, и качества перевозок, и кадров.

Самозанятые в парке. Как таксомоторный рынок приспосабливается к обновлениям законодательства | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Цены

— Сейчас цены держит самый крупный агрегатор, — подчеркнул представитель одного из петербургских сервисов по заказу такси, выступая на заседании рабочей группы при постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа. — Мы тоже не можем выставить цены, которые считаем справедливыми: если стоимость резко увеличится, поездок станет в разы меньше.

— Сейчас тарифы ниже себестоимости перевозок в три раза, — поддерживает коллегу водитель такси, индивидуальный предприниматель Андрей Максимов. — До добра это не доведет.

Есть ли объективные данные? Банк ВТБ сообщил, что в минувшем году (а закон, напомним, ­заработал только с сентября) объем трат на такси по его картам вырос на 27 %, а спрос на услугу увеличился на 8 %. Средний чек за поездки в Москве составил 618 руб­лей, в Петербурге — 495 руб­лей. Выборка внушает доверие: ­клиенты этой финансовой организации в минувшем году потратили на услуги такси 26,7 млрд рублей, совершив около 75 млн транзакций. При этом, отметили в банке, в начале текущего года спрос на услуги такси стабилизировался, однако стоимость их выросла.

Качество

В прошлом году аварийность с учас­тием такси в России уменьшилась на 7,4 % и составила 3079 случаев. Также на 7,4 % снизилось количество пострадавших в таких ДТП: различные ранения за год получили 3854 гражданина. На 12,5 % сократилось число погибших — жертвами аварий с такси в минувшем году стали 112 человек.


Такси2_Г.jpg

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


60,7 % всех ДТП с участием такси произошли по вине перевозчиков (сокращение по сравнению с предыдущим годом — 9,9 %), на 28,2 % уменьшилось количест­во погибших, и ранения по вине перевозчиков получили на 9,3 % пассажиров меньше, чем в 2022‑м. В трети дорожно-транспортных происшествий за рулем такси были иностранцы.

Эксперты страховой компании «Согласие», проанализировав статистику убытков по полисам КАСКО, заявили: число так называемых тотальных ДТП (после которых автомобили восстановлению не подлежат) с участием машин перевозчиков уменьшилось в 3,5 раза! Общее же число аварий с такси в сегменте ОСАГО, по данным страховщиков, сократилось всего на 3 %.

По информации комитета по транспорту, в реестр легковых такси Петербурга внесены 49 тысяч автомобилей (из них свыше 9 тысяч — за первые три месяца 2024 года). До вступления в действие 580‑ФЗ разрешений работать в такси насчитывалось вдвое меньше — около 24 тысяч.

— Растет и динамика включения машин в реестр: если сравнивать январь этого года с январем прошлого, то она увеличилась на 100 %, — сообщил заместитель председателя комтранса Ренат Ягудин. — С начала года количество легальных такси в Петербурге увеличилось на 11 %. Продолжает сокращаться и средний возраст автомобилей в реест­ре — с 4,1 года в конце 2023‑го до 3,8 года по итогам первого квартала 2024‑го.

Динамика свидетельствует об «обелении» рынка. Но не все его участники этой статистике доверяют.



— Нам сообщают, что выдано столько‑то разрешений. А сколько их было отозвано с сентября, нет информации? — задает вопрос индивидуальный предприниматель Андрей Кононович, водитель такси со стажем работы более 25 лет. — Когда выяснилось, что ответственность агрегатора за выдачу заказа не имеющим разрешения водителям отсутствует, последние посчитали эти разрешения вовсе ненужными — так теперь катаются…

По итогам проведенных рейдов специалисты комтранса систематически выявляли и прочие нарушения: перевозку пассажиров без необходимой квалификации, отсутствие предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей и контроля состояния машины, диагностической карты техосмотра, путевого листа и опознавательного оранжевого фонаря с шашечками, цветографической схемы…

Проверяет таксистов и ГИБДД. Госавтоинспекторы Петербурга и Ленинградской области этой весной только за полторы недели проверили почти 11,4 тыс. такси. В результате к административной ответственности привлекли свыше 4,8 тыс. водителей и даже возбудили четыре уголовных дела. За иностранные водительские удостоверения административные протоколы составили на 269 человек. Пятеро остановленных в ходе рейда таксистов оказались нетрезвыми, еще 18 отказались от прохождения медицинского освидетельствования. Почти четыре сотни водителей схлопотали «административку» по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ — за работу без специального разрешения.

Страхование

Одна из важных «статей» реформы таксомоторной отрасли — страхование. Несмотря на очевидные попытки как‑то приспособиться к страховым тарифам, получается это не у всех. Да не все и стремятся, как выясняется…

По информации Банка России, средняя стоимость «автогражданки» для такси в прошлом году составляла 27 799 рублей (по сравнению с 2022‑м рост составил 5 %). Причем ОСАГО для физических лиц было дешевле, чем для юридических, в два раза. Перевозчики заключили в минувшем году 248 тыс. договоров, оформив на 39 % больше полисов ОСАГО для такси, чем годом ранее. Из них 169 тысяч пришлись на долю физических лиц, 79 тысяч — на юрлиц. Рост «автогражданки» в сегменте «такси» привел к накоплению страховых резервов, и это, по мнению страховщиков, для рынка такси плюс — значит в текущем году количество и суммы выплат в этой категории увеличатся.

— Когда заработает фотофиксация нарушений за отсутствие ­ОСАГО такси? — возмущается директор таксопарка Сергей Михайлов. — Это ключевой момент, который позволит привести рынок к определенной нормальности. У нас в парке все машины с ­ОСАГО, но когда они попадают в ДТП с другими такси, практика показывает, что большинство коллег ездят без страховки. И мы от этого страдаем: потратив до 70 тысяч рублей на собственное ОСАГО, не имеем возможности получить возмещение из‑за отсутствия «автогражданки» у виновника аварии. И речь тут не только о такси — сейчас огромное количество самых разных машин ездит по дорогам без ОСАГО…

Остроту проблемы дорогих полисов несколько смягчили законодатели, внедрившие со 2 марта в систему страхования новый инструмент — краткосрочное ОСАГО для таксистов (на период от одного дня до девяти месяцев), который, безусловно, оценят таксисты-«совместители».

Но менее чем через полгода вступит в силу статья федерального закона об ОСГОП в такси (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами).

— Закон говорит об ответственности именно водителя, — обращает внимание на будущую коллизию Андрей Кононович. — Когда он принимался, имелось в виду, что страховать такси должны владельцы автомобилей, а приняли — что перевозчики-водители. То есть водитель (а не владелец парка) при каждой смене автомобиля должен будет оформлять новую страховку ОСГОП! Надо это решать.

Кадры

Впервые разрешения на работу такси в Петербурге с сентября 2023 года получили лишь 210 самозанятых.

В российских реестрах сейчас более полумиллиона машин такси и около 80 тыс. перевозчиков, из них самозанятых — всего 8,7 тысячи. Сколько людей таксуют нелегально, оценить сложно. Но можно оттолкнуться от пассажиропотоков: по оценке аналитиков Финансового университета при правительстве РФ, около 5 млн россиян пользуются такси ежедневно, не менее 60 млн — регулярно в течение недели…

— У налоговой появляются вопросы к нашей отрасли, — говорит председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. — В других отраслях рост числа самозанятых кратный, а в такси он не растет. Необходимо проводить более активную работу для легализации рынка.

Легализоваться по новому закону водителям мешает целый ряд его положений, прежде всего — закреп­ленность в своем регионе. Попасть в реестр перевозчиков можно только по месту прописки. И даже зарегистрированный в ре­естре таксист, заехав на территорию соседнего субъекта, уже не имеет права взять там заказ, чтобы возвращаться не порожняком. Петербург с Лен­областью или, скажем, Симферополь с Севастополем эту проблему «разрулили», заключив между собой соответствующие договоры. Но бывают ведь и более дальние поездки — например, из Питера в Москву, Псков или Карелию…

Да и разумно ли не пускать в Москву или Петербург «чужих» таксистов при отчетливом их дефиците на местных рынках?

На этот счет мнения представителей профессионального сообщества разделились, но не поровну. Большинство считают — ограничивать доступ жителей соседних регионов к работе неправильно.

— Самозанятых из других регионов однозначно надо разрешить, на безопасность это никак не влияет, — полагает директор одного из петербургских таксопарков. — У нас в парке порядка 40 % водителей — жители Петербурга, еще 8 % — Ленобласти. Соответственно, более половины — неместные. Отказаться от их услуг чревато проб­лемами на рынке. Почему жители других регионов России не могут приехать в Петербург, оформить временную регистрацию, статус самозанятого и работать здесь?

От петербургского ЗакСа в Совет законодателей РФ уже направлен на рассмотрение законопроект, предлагающий отменить ограничения для самозанятых перевозчиков на работу за пределами региона проживания. Массовые обращения об отмене этой нормы поступали в Минтранс РФ и от перевозчиков с тех пор, как 580‑ФЗ вступил в силу.

Также ведомство рассматривает просьбы самозанятых об упрощении предрейсовых техосмотров машин и медосмотров водителей. И если перспективы организации сплошных дистанционных медосмот­ров хоть как‑то просмат­риваются для больших городов, то в регионах все гораздо хуже. При этом уже сейчас машину водителя без документа о медосмотре и техконтроле авто перед выездом, по закону, могут изъять и отправить на спецстоянку. Понятно, что эта норма придумана не на пустом мес­те, а исключительно для безопасности пассажиров. Но как ее соблюдать, когда в городе нет пунктов для предрейсовых осмотров?

Еще одна тема, которую поднимают эксперты: как в сегодняшних условиях отслеживать переработки? Агрегатор или таксопарк может «отключить» своих водителей от заказов после 12 часов работы, но как быть с подработчиками, выходящими потаксовать после смены на основном производстве? Значит, во всех регионах нужно создавать автоматизированные системы контроля за таксистами по образцу столичной КИС «АРТ» (комплексная информационная система «Аналитика работы такси»)? А что делать, если не удастся? К сожалению, многие положения закона писались исключительно под столичные инструменты…

— Нам очень нужна автоматизированная система по добавлению перевозчика к машине такси, — говорит управляющий одного из крупных таксопарков Петербурга. — У нас водитель меняется на машине раз-два в сутки — при таких цифрах все это крайне сложно обработать и отследить.

Судя по всему, собственная государственная информационная система «Такси Санкт-Петербурга» у нас может появиться — о начале ее разработки сообщили в комитете по транспорту. Но заработает она в лучшем случае только в 2025 году.

«Бизнес» вне закона?

Относительно внешнего вида такси, федеральное законодательство требует одного — шашечек. Цвет и раскраска — в ведении регионов. Петербург своим законом постановил: такси должны быть белые с желтой светоотражающей полосой по борту. И теперь городу нужно адаптировать это решение к реалиям жизни.

Совсем скоро в Петербурге начнет свою работу ПМЭФ. В эти дни в Северную столицу приезжают множество статусных гостей (да и в иные дни они тоже залетают). На этот случай в городе существует солидный парк столь же статусных автомобилей — «Мерседесов», «БМВ», «Майбахов», «Роллс-Ройсов», «Порше» и прочих «Бентли»… Не белых, заметим, а, как правило, черных.

В концентрированном виде эту братию можно наблюдать на первой линии у терминала в «Пулково», куда машины такого класса теперь подают клиентам с ближайшей парковки за две-три минуты. Бесспорно, это благо для тех путешественников, кто не боится переплачивать за класс.

Но есть и другой взгляд.

— У автомобилей, которые стоят на первой линии в «Пулково», нет ни разрешений на перевозку пассажиров, ни страховок такси, ни в реестрах никаких они не состоят, — заявляет индивидуальный предприниматель Андрей Кононович. — Чем «Майбах» юридически отличается от «Соляриса»? Да ничем. Почему он тогда не белый с желтыми полосами? И на каком основании он тогда там находится? Считается, что они работают по договорам фрахтования. Но тогда в машине заранее должен быть бумажный договор с пассажиром, оплаченный им и подписанный, — тогда табличка «заказной» имеет право быть. Но этого нет.

По мнению индивидуального предпринимателя, прописывая правила, властям нужно было исходить из того, что такси — это преж­де всего водитель, а не машина.

— Исходить из того, что такси — это автомобили, — тупиковый путь, — поясняет Кононович. — 90 % перевозчиков в нашей стране — частники: ИП, самозанятые и так далее, а парки в текущих реалиях — это компании, предоставляющие автомобили в аренду, не более того… У меня такой же заказ и такой же уровень вождения, как и у водителя «Майбаха», так почему я работаю по правилам, а он нет? Почему я — такси, а он нет? Ни цвет, ни разрешения, ни реестры никакого отношения к безопасности не имеют. К безопасности имеет отношение только профессионализм водителя, причем в любом автомобиле.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Дмитрий ГУСЕВ, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по контролю (на проходящей в эти дни всероссийской конференции по такси):

— Закон сильно ограничил возможности самозанятых на работу в такси. Мы проанализировали ситуацию и увидели, что те, кто работает на арендованных машинах, почти 100 % успешно выполняют требования нового закона. Для них он работает нормально. Но есть и другая часть перевозчиков. Это примерно 2,5 млн человек, которые подрабатывают в такси по два-три часа в день. И из них в новой системе зарегистрировались всего около 10 тыс. человек. Это означает, что закон не сработал в части легализации отрасли. И не потому, что люди не хотят регистрироваться самозанятыми, а потому, что они не могут выполнять требования нового закона.


#такси #самозанятые #рынок услуг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7674) от 31.05.2024 под заголовком «Самозанятые в парке».


Комментарии