С начала XIX века речка Тихвинка была частью водной системы, связывающей Неву с Волгой

Сегодня Тихвинка — тихая речка, на которой, кажется, вообще нет никакого судоходства. А в былые времена водная протока, на которой расположен город Тихвин, играла важнейшую роль: с начала XIX века она была частью водной системы, связывающей Неву с Волгой.

С начала XIX века речка Тихвинка была частью водной системы, связывающей Неву с Волгой | На фото 1865 года — речка Тихвинка./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

На фото 1865 года — речка Тихвинка./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

У истоков этого грандиозного начинания стоял Петр Великий, озабоченный тем, как связать новую столицу со всей страной водными путями. В 1710 году царь поручил английскому инженеру на русской службе Джону Перри произвести обмер рек Сяси, Тихвинки, Валчины, Чагодощи, Мологи, Соминки с целью устройства нового водного пути. Тот скрупулезно рассчитал, сколько каналов надо прорыть, сколько дамб и шлюзов необходимо построить, чтобы корабли могли проходить весь путь без волоков.

Проект новой водной системы был готов спустя два года. Началось строительство, которое Петр I инспектировал лично. Однако осуществить свой замысел он не успел. К идее вернулись только в самом начале XIX века, когда 1 января 1802 года Александр I подписал указ о начале строительства Тихвинской магистрали.

Новый водный путь был официально открыт в 1811 году. Поначалу на нем было всего семь шлюзов, причем все они были названы по губерниям, откуда прибывали строители: Ярославской, Воронежской, Тамбовской…

Шлюз у Большого Успенского монастыря в Тихвине возводили местные рабочие. Соответственно, его и назвали — Тихвинский. К концу XIX века на водном пути действовало уже 62 гидроузла, каждый из которых состоял из плотины и шлюзовой камеры.

Тихвинская водная система наряду с Мариинской и Вышневолоцкой стала торговым путем, соединявшим Балтийское море с Волгой. Она начиналась от Ладожского озера и заканчивалась в Рыбинске на Волге. Общая протяженность пути составляла около 900 километ­ров. По всей длине разместились более сотни пристаней, навигация длилась 180 дней, с конца апреля до конца октября. Курсировали здесь несамоходные деревянные суда — соминки и тихвинки, имевшие незначительную осадку. Крестьяне окрестных деревень и сел нанимались бурлаками.

Долгое время через тихвинскую систему осуществлялось снабжение столицы и всего северо-западного региона. По ней шел экспорт оте­чественных товаров (к примеру, деготь из Тихвинского края отправляли в Германию), доставлялись в глубь страны иностранные грузы, прибывавшие в петербургский порт.

Постепенно, по мере расширения сети железных дорог, тихвинская система стала отходить на задний план. К концу XIX века транзитом по ней с Волги к Петербургу шли только рыба и фрукты, а из Петербурга — москательные и бакалейные товары, с пристаней — лесоматериалы и дрова. Система использовалась вплоть до 1960‑х годов. Окончательно необходимость в ней отпала, когда после кардинальной реконструкции был введен в эксплуатацию Волго-Балтийский вод­ный путь.

Сегодня шлюзы на Тихвинском водном пути — это памятники инженерной мысли и мастерства строителей, а также исторические ­достопримечательности. В 2014 году на федеральные средства был восстановлен шлюз на территории Тихвина, причем полностью в соответствии с его историческим обликом.


#Тихвинка #река #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7528) от 23.10.2023 под заголовком «Бурлаки на Тихвинке».


Комментарии