«Рыбное» место. Петербуржцы стали более свободны в выборе вакансий

Осенью нынешнего года горожане чаще увольняются по собственному желанию и с большей долей уверенности смотрят в профессиональное будущее. Предпосылки для этого есть: вакансий в городе вполне достаточно для того, чтобы достойно оплачиваемой работы хватило и местным жителям, и приезжим.

«Рыбное» место. Петербуржцы стали более свободны в выборе вакансий | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Спорить по поводу того, насколько легко в Петербурге найти хорошую работу, можно долго. Однако статистика упряма: в настоящее время на сайте крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга в России за городом числится без малого 104 тысячи вакансий, притом что официально у нас числятся безработными меньше 12 тыс. человек.

Так что жаловаться на нехватку свободных рабочих мест грех. Ведь в целом ряде отраслей (розничная торговля, рабочий персонал, автомобильный бизнес и др.) налицо явный дефицит кадров: на каждую вакансию в них приходится в лучшем случае пара резюме. Впрочем, есть и направления бизнеса, где конкуренция куда более высока. Так, в сфере IT за «рыбное» место придется соревноваться как минимум с восемью соперниками. Вакансию начальника (должность руководителя высшего и среднего звена) хотят занять без малого 20 человек. А на каждое место в области искусства и развлечений претендуют почти 25 кандидатов.

«В первую очередь не хватает не космических геологов, а водителей, медсестер, продавцов, строителей и т. д. Тех, кого надо больше», — комментирует основатель онлайн-сервиса по поис­ку работы и подбору персонала Алексей Захаров. По его оценке, дело не только в деньгах: основной причиной дефицита кадров эксперт считает демографическую яму (последние 10 лет каждый год на рынок труда выходят примерно на 100 тысяч молодых людей меньше, чем годом ранее), а также потери от ковида и иные причины.

Согласна с этим мнением и главный эксперт hh.ru по рынку труда Наталья Данина. «Ковид, снижение рождаемости и миграционный отток усилили кадровый голод — бизнесу придется в еще большей степени испытать на себе дефицит персонала, — полагает она. — На фоне бурной активности работодателей число резюме от соискателей демонстрирует отрицательную динамику. В результате разрыв между спросом и предложением продолжает нарастать и достигает пиковых значений». И в большинстве случаев в самых разных отраслях работодатели получают от соискателей меньше откликов, чем рассчитывают.

Впрочем, для петербургских кандидатов это как раз хорошо — они могут «продаться» подороже и не особо беспокоиться, часто меняя место работы. Это подтверждают и цифры: в течение последнего года доля горожан, увольняющихся с работы по собственному желанию, выросла до 68 %. При этом количест­во сокращенных резко уменьшилось (с 13 до 8 %), а доля уволенных из‑за реорганизации за год не изменилась и составляет 7 %. Как показывают данные исследования причин увольнения, возрастные (55+) сотрудники чаще других теряют работу из‑за реорганизации или после обновления руководства. Молодые специалис­ты (до 24 лет) предпочитают уйти по собственному желанию — так увольняются более трех четвертей из них. А от сокращения штата в этом году больше всего страдают сотрудники среднего возрасте (от 35 до 44 лет). Что касается «летунов», то не особенно озабочены трудоустройством рабочие, сотрудники системы общепита и сферы туризма. Не сходятся характерами с новыми собственниками обычно руководители высшего и среднего звена, а чаще других сокращают работников сферы безопасности и кадровиков.

Самое главное — лишь 16 % трудоустроенных петербуржцев сейчас считают, что они находятся под угрозой увольнения. Причем больше всего среди них как раз тех, кого могут сократить или «реорганизовать». Ведь помимо работников розницы больше всего по этому поводу обеспокоены разного уровня начальники, юрис­ты и кадровики. При этом от 76 до 78 % петербургских специалистов сфер строительства, производства, логистики и т. д. в своем безоблачном профессиональном будущем уверены.

«Это легко объяснить дефицитом кадров по большей части массовых профессий, — отмечает независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Продавец, водитель или слесарь, уволившись с одной работы, тут же без проблем могут найти другую. И нередко более выгодную — часто люди уходят как раз потому, что у них появилось предложение с большим доходом и лучшими условиями труда».

Где искать хорошо оплачиваемые места? С количественной точки зрения соревноваться со сферой продаж пока никто не может: сегодня в Петербурге каждая пятая вакансия находится именно в ней. А в тройку лидеров также входят рабочий персонал и производство. В целом тенденция на увеличение числа вакансий продолжается: в Северной столице по сравнению с августом 2023‑го их стало больше на 2 %. А если сравнивать с августом минувшего года — на 45 %. При этом больше всего растет спрос на рабочих, сотрудников сферы общепита, транспорта и логистики, на врачей и младший медперсонал, а также на работников сферы продаж, производственников, айтишников и пр.

Вместе с тем ответ на главный вопрос для соискателя — уровень оплаты труда — не всегда очевиден. Какую в Петербурге работу считать хорошей с точки зрения зарплаты? Конечно, всегда хочется получать больше. Но если судить объективно, хотя бы приблизительным критерием можно считать среднюю предлагаемую в вакансиях — сейчас она чуть‑чуть превышает 60 тыс. рублей. Если работодатель готов платить больше — хорошо. Если меньше — стоит задуматься. И поискать еще…

Многие как раз так и делают. Ведь 43 % петербуржцев не готовы идти на уступки в зарплате даже в том случае, если им гарантируют трудоустройство. Причем в ряде сфер деятельности (в основном это реальная экономика) «двигаться» по зарплате не хотят до двух третей кандидатов. А вот почти половина айтишников и работников сферы искусства могут пойти работодателю на уступки.

#работа #вакансии #зарплата

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7530) от 26.10.2023 под заголовком ««Рыбное» место».


Комментарии