2Vtzqv4Hz9U

Руска рома, коренные петербуржцы. Как в Россию приехали цыгане

Международный день цыган мир отмечает 8 апреля. В этот день в 1971 году в Лондоне на первом Всемирном цыганском конгрессе древний народ, рассыпанный по странам и континентам, признал себя единой нацией, создал свой союз и придумал гимн и флаг, на котором изображен символ кочевой жизни – колесо от кибитки.

Руска рома, коренные петербуржцы. Как в Россию приехали цыгане | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В Россию цыгане пришли на рубеже XVII – XVIII веков. Царь Петр I весьма благосклонно отнесся к пришельцам и пригласил их в столицу. Какое-то время они даже нанимались на службу в армию...

Цыгане были приписаны к крепостным и обложены налогом, но никаких принудительных мер для выполнения этого указа так и не было предпринято. В 1733 г. по сенатскому указу им было позволено жить и торговать в Ингерманландии. В отличие от Европы в России не было драконовских указов против этого народа, однако в 1759 г. Елизавета Петровна изгнала его из столицы. Разрешение селиться в Петербурге цыгане получили лишь в 1917-м.

За трехсотлетнюю историю жизни цыган в России предпринималось несколько попыток превратить их в оседлый народ. Последняя была предпринята уже в советское время: в 1956 г. президиум Верховного совета СССР принял указ о переходе цыган на оседлый образ жизни.

Цыганское племя в Петербурге и Ленинградской области представлено несколькими этническими группами. В поселке Пери под Петербургом проживают цыгане кэлдэрари (от румынского слова «котел»). В поселке Тайцы – кишиневцы. На улицах Северной столицы, особенно летом, вас может окружить стайка цыган люли.

К югу же от Петербурга, в поселках Горелово и Лигово, издавна живут руска рома. Они и являются коренными жителями, которые пришли в эти места еще при Петре I. В пригородах Северной столицы таких цыган около 6 тысяч, на всем Северо-Западе – около 100 тысяч. Их предками были синти – гонимые из Западной Европы кочевники. Руска рома также называли себя хадатытка рома – от цыганского «русские, солдаты». Своеобразными этническими цыганскими центрами в Ленинградской области стали поселки Поповка и Бернгардовка, Темяшкино, Стрельна, Володарка, Ржевка-Пороховые. Последний табор руска рома пришел в 80-х годах XIX века и остановился в Тайцах. Ныне питерские, или, как они себя называют, русские, цыгане – оседлый народ. Бродячий образ жизни ведут только люли и цыгане-мадьяры – в регионе их насчитывается около 2,5 тыс. человек.

Петербургские цыгане живут, как правило, в собственных домах «стенка к стенке», общинно. Внутри жилищ – удивительное переплетение индийских и русских традиций. Заходишь в такой дом (обычно двухэтажный), и перед тобой великолепная лестница в стиле ампир. В большой комнате в красном углу обязательно иконы с лампадкой под занавеской, под ними портреты родных, бабушек и дедушек.

В цыганской среде до сих пор бытуют клички. И даже на кладбище на цыганской могиле порой запечатлено не имя и фамилия, а прозвище покойного. Удивителен и сам похоронный обряд. Делается склеп в виде комнаты, где усопший укладывается на кровать, а вокруг устанавливается мебель, которая окружала его в настоящей жизни, вплоть до телевизора и проигрывателя. Правда, такие захоронения характерны не для всех цыган и встречаются не так уж часто.

В конце 1990-х годов русские цыгане впервые создали свою общественную организацию «Цыганская община». Она объединяла цыган Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей. Возглавлял ее Николай Самулевич. Родился он в Латвии в таборе и стал сиротой после налета на табор лесных братьев. Жив остался только потому, что мать успела сбросить его с перины, и налетчики не заметили ребенка... В начале XX века мечтой петербургских и псковских цыган, в том числе и Самулевича (он был первым цыганским помощником депутата ЗакСа), было установление памятника жертвам геноцида цыган, расстрелянным и сожженным в концентрационных лагерях. Памятник предполагалось создать в виде кибитки со сломанными колесами.

Золотым веком цыганской культуры был девятнадцатый век. Это был расцвет хорового и танцевального искусства. Причем тогда цыгане самобытно исполняли не свои таборные песни, а русские, затем романсы. Больших успехов цыганское искусство достигло в 60-е годы XX века. Его изучали, записывали песни. Больше 12 тыс. пословиц, афоризмов, свыше 500 песен, около сотни сказок были собраны Ингой Андрониковой, выпускницей факультета журналистики ЛГУ и автором книги «Сказки идущих за солнцем». В 2006 г. часть архива Андрониковой была опубликована в книге «Язык цыганский весь в загадках».

«Расцыганились цыгане, а петь и плясать не разучились», – говорят о себе руска рома – наши земляки и коренные жители города.

#цыгане #мир #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (6925) от 18.05.2021 под заголовком «Руска рома, коренные петербуржцы».


Комментарии