2Vtzqv4Hz9U

Российские школьники смогут поучаствовать в Балтийском научно-инженерном конкурсе

«Могут ли белорусы отобраться в ISEF? Если нет, могут ли от России?» — пишет в оргкомитет петербургского конкурса белорусский школьник Иван. ISEF — крупнейшая мировая выставка-ярмарка научных достижений школьников. Ее еще называют «Малой Нобелевкой»: в жюри есть нобелиаты, а кто-то из них еще в детстве участвовал в ISEF. Балтийский научно-инженерный конкурс БК-2022 — одно из внутрироссийских состязаний, которое дает путевку на этот форум.

Российские школьники смогут поучаствовать в Балтийском научно-инженерном конкурсе | ФОТО Гавриила ГРИГОРОВА/ТАСС

ФОТО Гавриила ГРИГОРОВА/ТАСС

Петербургский Балтийский конкурс уже 18-й по счету. Те, кто участвовал и побеждал в первых, давно занимаются наукой или рулят собственным бизнесом. Вообще-то неудивительно. Если школьник выступает с работой «Новые классы финитно отделимых конечнопорожденных коммутативных колец» или «Биокосное взаимодействие донного осадка и бентоса литоральной зоны бухт Баренцева моря» (взяли наобум из прошлогоднего, кажется) — удивительно было бы застать таких людей спустя годы на какой-нибудь унылой работе. 

Чтобы не казалось, что занимаются только теорией, «фундаменталкой» — вот примеры вполне практических проектов: «новый метод анализа вязкости жидкостей», «тренажер для развития мелкой моторики», «система управления умным домом». 

Несколько лет назад девятиклассник из Екатеринбурга Даниил Казанцев сделал прототип сурдопереводчика — парня вдохновила (нет, скорее, удручила) заметка в газете: у глухой женщины органы опеки забрали детей, а матери, очевидно, трудно было с этими людьми объясняться. И Даниил придумал коммуникатор. Выступил на Балтийском конкурсе, потом на ISEF. Профессор ИТМО Анатолий Шалыто разглядел талант — сейчас Казанцев учится в ИТМО. 

После очередного призового места на ISEF мы беседуем с петербургскими школьниками — победителями БК. Почитайте, они были у нас «гостями редакции»: их интервью — отличный антидепрессант. Привет Александру Сердюкову, который пытался на человеческом языке объяснить нам, что такое комбинаторика циркулярных кодов (это связано с ДНК), привет прошлогоднему призеру Олегу Чистову, пытавшемуся нам растолковать про «Тупики в центральном расширении фундаментальной группы бутылки Клейна» («Это поиск алгебраических свойств геометрическим путем», — комментировал Олег, а мы имитировали понимание). Привет математику Илье Алексееву — он не призер, но, будучи студентом, тренировал призеров: например, школьник Руслан Магдиев тогда отхватил Первую премию Американского математического общества, впервые за 30 лет такое случилось. Магдиев уже Руслан Тимурович и, в частности, был научруком Олега Чистова. 

Это к тому, что вот как все завязано. Тоже своего рода «научная школа». 

При этом, если вспомнить, инициатор конкурса — петербургская Лаборатория непрерывного математического образования начинала едва ли не на голом энтузиазме. Искали спонсоров, чтобы участники со всей России могли приехать в Петербург и во время соревнований жить здесь бесплатно. 

Потом удалось выиграть президентский грант, но, хотя среди партнеров — от «Силовых машин» и SkyEng до технопарка «Ленполиграфмаш», а в числе спонсоров — Biocad, Центр лазерных технологий, «Электроприбор», «Россети        Ленэнерго», всякий раз подготовка  к конкурсу и сбор средств — период напряженный. Помогать делу, кстати, можно круглогодично — пожертвование может быть хоть по цене чашки кофе. Деньги аккумулирует специально созданный фонд «Время науки». 

Каждый год конкурс охватывает около 5 тысяч школьников. Состязаются в десяти секциях: техника, математика, программирование, робототехника, физика, химия, биология, медицина, экология, науки о земле. Если Балтийский конкурс — фактически отборочный этап на ISEF, то и у самого БК есть отборочные этапы: представительства есть уже в 24 регионах, там идет своя борьба, а лучшие привезут свои работы на петербургский финал.

В допандемийное время финал был настоящей ярмаркой: в каком-нибудь бизнес-центре на нескольких площадках располагалось много десятков стендов с проектами, между ними прохаживались члены жюри — профессура ведущих петербургских вузов. А школьники-одиночки или команды (не больше трех человек) рассказывали о своих работах. Иногда повторяли раз по сорок: помимо научного жюри есть молодежное, эксперты от бизнеса плюс были открытые дни, когда на БК мог прийти любой — послушать лекции и повыспрашивать участников. 

Пандемия изрядно напакостила. В этом году БК проведет финал, совмещая очные выступления с онлайновыми — для тех, кто не сможет приехать из-за коронавирусных ограничений. 

Заявки на конкурс принимают до 20 января 2022 года. В феврале — финал: в Петербурге и дистанционно на платформе Discord.

…Кстати, ответ Ивану, с которого начали: нет, Иван, «отобраться от России» на ISEF нельзя, но участвовать в Балтийском конкурсе — вполне можно.


#школьники #конкурс #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (7082) от 29.12.2021 под заголовком «Время науки, ребята!».


Комментарии