Рисунки и чертежи Карла Росси представили в Павловске
В ГМЗ «Павловск» в Большой дворцовой библиотеке, которую принято называть библиотекой Росси, открывается для публики выставка «Карл Росси. Портрет на фоне Павловска». В нее вошли более ста чертежей, рисунков, акварелей из собрания заповедника, Русского музея, Музея Академии художеств и Тверского государственного объединенного музея.
Карл Росси. «Большая дворцовая библиотека». 1822. Тушь, акварель. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», у этого выставочного проекта две главные задачи. Во-первых, с помощью архитектурной графики (абсолютное большинство листов не выставлялось прежде) напомнить публике об архитекторе, которому мы обязаны лучшими петербургскими ансамблями - Дворцовой площади и площади Островского. В 2019 году исполняется 195 лет самой библиотеке Росси, одному из лучших интерьеров России. В этом же году - 170 лет со дня смерти архитектора, который приехал в Россию в семилетнем возрасте и остался здесь навсегда.
Во-вторых, эта выставка адресована и профессионалам. ГМЗ готовит издание каталога архитектурной графики из своего собрания. Возможно, специалисты смогут уточнить атрибуции, какой чертеж сделан рукой самого Росси, а где работали его ученики.
Екатерина II пожаловала Шарлю де Пику, отчиму Карла, первому танцовщику императорской сцены, земельный участок в Павловске рядом с домом придворного архитектора Винченцо Бренны. Тот заметил способности юноши к рисованию и взял его в свою мастерскую. К совместной работе 1794 - 1801 годов относятся проект тронного кресла императрицы Марии Федоровны и проект скульптурной группы «Три грации» для павильона архитектора Чарльза Камерона.
В начале XIX века Росси вместе с Бренной совершил поездку по Европе. Творческим отчетом стал альбом рисунков с проектами настольных украшений, каминных экранов и светильников.
К 1809 году относится пейзаж «Вид дворца в Твери». Реконструкция Путевого дворца в Твери стала первой работой Росси для императорской семьи в звании архитектора. Через несколько лет он проектирует Танцевальный зал в Розовом павильоне Павловска как место для празднования победы над Наполеоном. Тогда же готовит проект «образцовой русской деревни» Глазово. На выставке показаны два варианта домов - россиевский и архитектора Леоне Адамини, по которому была построена деревня.
Сохранились чертежи Росси для Угловой гостиной. С их помощью она была восстановлена после войны. Кстати, благодаря Анне Зеленовой, легендарному директору Павловска, в 1941 году все собрание архитектурной графики было эвакуировано с первым эшелоном.
В центре выставки проект Большой дворцовой библиотеки, эскизы вариантов оформления ее фасада, а также чертеж Чугунных (Николаевских) ворот, отлитых по проекту Росси в 1826 году на Александровском чугунолитейном заводе. Это была последняя работа архитектора в Павловске. Архитектурную графику дополняют пейзажи художников XIX века - современников Росси.
Выставка продлится до начала октября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6470) от 01.07.2019 под заголовком «Листы Карла Росси».
Комментарии