Резидент в первом ряду. Что дала Петербургу платная парковка?

«Платно-парковочные» планы Смольного впечатляют. Как все мы помним, маленькая пилотная зона, созданная еще в 2015 году (2,9 тыс. машино-мест на 21 улице), была расширена в декабре 2021‑го — добавились 6,2 тыс. платных мест на 71 улице. Уже анонсированы и следующие этапы монетизации городских пространств: в текущем году 27 тыс. мест станут платными на 265 улицах в Адмиралтейском районе и в оставшейся части Центрального, а потом еще 31 тысяча — в Петроградском и Василеостровском районах. Из совсем недавних новостей: в 2023 году зону платной парковки планируют отчасти распространить также на Выборгский и Калининский районы — 7,5 тыс. машино-мест появятся на тех улицах, что ближе к центру… «СПб ведомости» постарались оценить, что платная парковка уже принесла городу и его жителям.

Резидент в первом ряду. Что дала Петербургу платная парковка? | Фото Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Фото Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Три аномальных месяца

Зима позади. Пожалуй, только новые дорожные знаки, обозначающие платную парковку, чувствовали себя уверенно в декабрьско-январских сугробах и на февральском льду. Многие водители жаловались, что примерно треть из честно оплаченного часа в центре они посвящали расчистке места — иначе поставить машину было практически невозможно.

И если осенью мы отмечали лишь, как введенная «платность» испортила перспективу улиц частоколом дорожных знаков (они установлены буквально у каждой арки), то зимой выяснилось: она подпортила жизнь и пешеходам. Узкие тротуары из‑за стоек и паркоматов стали еще более узкими — и бойкие бобкаты, прежде быстро расчищавшие дорожки после снегопадов и посыпавшие их песком и солью, теперь проходили далеко не везде. «Работников ручного труда» катастрофически не хватало (они если и трудились, то преимущественно во дворах, реагируя на заявки и жалобы жильцов). В результате по ледяным тротуарам люди перемещались с огромным трудом и риском для здоровья…

Пара реплик из соцсетей:

«Говорили, что введение платной зоны позволит дорожникам качественнее выполнять их работу, но реально уборкой никто и не занимается».

«Изуродовали город диким количеством знаков. А теперь мимо них вдобавок не пройти».

А еще многие платные машино-места были заняты кучами сдвинутого с дороги к обочинам снега. На все звучавшие претензии профильные чиновники отвечали: виновата аномальная зима. И заодно объясняли, что платная парковка не услуга, качество которой город должен обеспечивать, а средство регулирования транспортных потоков. Ее главная задача — уменьшить трафик автомобилей в перегруженном центре.

Троллейбусы едут быстрее

О том, насколько эффективно справилась с этой задачей расширенная платная зона, мы спросили у горожан-автовладельцев и у перевозчиков.

Как ввели платную парковку, находить место в центре стало чуть проще, — рассказала Лариса, индивидуальный предприниматель из Кудрова. — Денег, конечно, жалко — как минимум сотня в каждую поездку улетает сверх бензина, а чаще — две. Поскольку мне нередко приходится задерживаться в районе площади Восстания, заезжаю на стоянку «Галереи» — там по крайней мере можно три часа простоять за 200 рублей, а не два. Я считаю, слишком высокий тариф у платной парковки.

Дороги у нас в январе-феврале действительно стали посвободнее, — отмечает Павел, житель дома на 6‑й Советской улице. — Впрочем, это могло быть связано не столько с платностью, сколько с тем, что в эти месяцы много народа сидело дома с вирусом. В общественном транспорте ведь тоже меньше было людей.

В нашем дворе больше машин, чем пространства, и мне нередко приходится искать место для моей ласточки на ближайших улицах, — делится житель Мытнинской улицы Александр. — Трачу на это примерно столько же времени и сил, что и раньше. Но денег почти не трачу — оформил разрешение резидента. Нам говорят, что с расширением зоны появились дополнительные платные места, но это не совсем так: одни места разметили как платные, для других просто поставили знаки, запрещающие остановку. То есть мест объективно стало даже меньше.

А вот в «Горэлектротрансе» эффект от расширения зоны платной парковки ощутили в полной мере:

Легковушки перестали парковаться вторым рядом, что существенно облегчило жизнь общественному транспорту. Троллейбусы проходят перекрестки и повороты быстрее. По Суворовскому проспекту у всех троллейбусов и автобусов теперь «зеленая волна». Левую полосу сделали выделенной для общественного транспорта. Если бы легковушки этому ограничению следовали, не занимали ее, то и «бутылочного горлышка» при выезде с Суворовского уже бы не было.

Ловчить — себе дороже

Как известно, час нахождения легкового автомобиля на платной парковке обходится в 100 рублей, месячное разрешение стоит 20,1 тыс. рублей, годовое — 179,6 тысячи.

О том, что цены на обычные абонементы для многих неподъемны, свидетельствуют цифры: за три с половиной месяца, с 1 декабря 2021‑го по 15 марта 2022 года, петербургские владельцы авто приобрели всего 142 месячных разрешения и 27 годовых.

Иная ситуация с различными льготами. За период с 1 ноября 2021‑го до 6 марта 2022 года в Городской центр управления парковками (ГЦУП) местными жителями было подано 7812 заявлений на получение парковочного разрешения резидента. По 1196 из них (то есть в 15,3 % случаев) были получены отказы, 17 заявлений отозваны самими заявителями. Выдано 6578 разрешений. Число бесплатных парковочных разрешений многодетных семей превысило 11 тыс., у владельцев электромобилей — 319.

В чем причины отказов?

— Заявления люди подают преимущественно дистанционно, через личные кабинеты на региональном портале госуслуг, и основная причина отказов — ошибка при формировании пакетов документов, — пояснили в ГЦУП. — Кто‑то не прикрепляет обе стороны свидетельства о регистрации транспортного средства, кто‑то забывает прикрепить свидетельство о рождении… Также причиной является отсутствие права на получение льготного парковочного разрешения: нет регистрации в жилом помещении либо помещение не является жилым и т. д.

Строгость подхода не у всех вызывает понимание.

С какой стати разрешения местного жителя оформляют только тем, кто тут прописан и на кого оформлена машина? — возмущается Рустам, арендатор комнаты в коммуналке на проспекте Бакунина. — Вот и вынуждают людей ловчить, номера на машинах заклеивать. Сейчас я выгоняю машину за Невский проспект, на Миргородскую. А потом, когда платная парковка будет везде, что будем делать?

Все претензии жителей выслушивают сотрудники кол-центра ГЦУП. Они разъясняют людям их ошибки при подаче заявлений, отвечают на вопросы. За январь в контактный центр поступило свыше 10,1 тыс. звонков, за февраль — около 8,3 тыс., за первую декаду марта — 3,1 тыс. В топе обращений: общая информация о тарифах и способах оплаты, порядок оформления разрешений для льготников, все, что касается штрафов и их обжалования, а также жалобы на проблемы при оплате парковки через SMS.

Кстати, заклеенные номера вовсе не панацея для тех, кто старается сегодня ловчить. Этот прием может привести авто на штрафстоянку. На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», как ГЦУП ловит тех, кто паркуется в зоне без оплаты, и как поступает с брошенными машинами, в Центре управления парковками ответили: «С 8.00 до 20.00 с интервалом 15 минут автомобили парковочной инспекции объезжают улицы, входящие в зону платной парковки. Они осуществляют фотофиксацию госномеров транспортных средств в автоматическом режиме. В случае выявления брошенных автомобилей или с закрытыми номерами наши специалисты направляют информацию в управление ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для принятия решений в рамках компетенции».

Доходное место?

И все‑таки: выгодна ли платная парковка городу, приносит ли она деньги бюджету? Если исходить из планов по ее расширению, она должна стать существенной статьей доходов казны. В 2019 году, когда Смольный еще не мог штрафовать нарушителей, поступления от пилотной зоны платной парковки составили 38,2 млн рублей, в 2020-м — уже 74,4 миллиона. В первом полугодии 2021‑го, то есть до декабрьского расширения, она принесла в бюджет Петербурга 69,5 млн рублей — это без учета штрафов… При этом ранее в комтрансе отмечали, что, по статистике, лишь 15 % оплат — парковочные сессии, 85 % — это парковка льготных категорий граждан или бесплатная парковка до 15 минут.

Делиться с газетой данными по платежам и штрафам нынешнего года в Центре управления парковками не стали: возможно, потому, что дела идут не совсем по плану.

МЕЖДУ ТЕМ

С 1 марта госуслуги по оформлению льготных парковочных разрешений будут предоставляться уже не ГЦУП, а комитетом по транспорту. С 1 марта этот комитет является оператором доходной части по платежам от жителей и по платежам за месячные и годовые абонементы.

Оплачивать парковку теперь можно при помощи Telegram-бота. Для совершения оплаты пользователю необходимо авторизоваться в мессенджере. В поисковой строке ввести наименование

@MyParking_bot или парковки Санкт-Петербурга. Далее необходимо запустить бот командой «Старт».

Пользователи каршеринга «Ситидрайв» с 11 марта смогут бесплатно начинать и заканчивать аренду в центре Петербурга в рамках зеленой зоны парковки.


#платная парковка #автомобили #водители #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7133) от 22.03.2022 под заголовком «Резидент в первом ряду».


Комментарии