Реставрация Скорбященской церкви завершится в начале 2022 года
За старинной Невской заставой завершается воссоздание Скорбященской церкви. Она была разрушена в советское время ради так и не состоявшегося расширения речного порта.
ФОТО АВТОРА
Храмовый комплекс расположен на проспекте Обуховской Обороны, 24. Это самый берег Невы южнее Финляндского железнодорожного моста. Первая часовня здесь появилась еще в XVIII веке. Называлась она Тихвинской – по одноименной иконе Божией Матери. Здание было, как бы сейчас сказали, типовое – таких были сотни по всей необъятной империи. Во время наводнения 1824 года деревянную часовню... отнесло на противоположный берег. Там ее и оставили, а на прежнем месте возвели новую.
Эта новая тоже не сохранилась. В 1888 году в нее попала молния, и постройка сгорела. На пепелище обнаружили икону «Всех скорбящих радости», ставшую впоследствии главной святыней храма. Она не пострадала, но из-за высокой температуры в нее вплавились мелкие монеты из чашки для пожертвований. С тех пор и икону, и появившийся на этом месте в 1890-х годах капитальный храм стали именовать «Всех скорбящих радости» с грошиками».
Храм был взорван в 1932 году. Причиной стали планы по расширению речного порта. Нынешний настоятель прихода Богдан Полевой в эту версию не верит. По его словам, после революции Скорбященская церковь оказалась особенно важной для прихожан, а община сильной. И такого положения дел у самого центра города власти стерпеть не могли.
В 2017 году нашелся так называемый храмоздатель. Им стал Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Ранее, как писали «Санкт-Петербургские ведомости» («Жемчужина на берегу» в номере от 11.09.2020), он восстановил Свято-Троицкую церковь бывшей киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной. Теперь взялся за возрождение храма на противоположном берегу Невы. Проект в обоих случаях делало ООО «АСМ групп» Алексея Михайлова.
Минувшей осенью с фасадов сняли леса. Теперь храм выглядит таким, как был прежде. По словам Богдана Полевого, он тоже старался привнести свой вклад в это богоугодное дело. В частности, уговорил использовать для цоколя не модный сегодня полированный гранит, а «обработанный дедовским способом». Отделочный кирпич тоже подобран таким, чтобы создавалось впечатление старины.
Сейчас ведутся активные работы в интерьерах. Но кое-что делается и снаружи. Например, мозаика при входе...
«Мозаика уникальна для наших дней. Дело в том, что техника, в которой она будет выполнена, была полностью утрачена, и сегодня фонд фактически возрождает ее моими руками, – рассказал художник-мозаичист Игорь Лаврененко. – Я подготовил обоснование и убедил КГИОП использовать технику римской мозаики из тянутой смальты. Эта техника пришла в нашу страну из Италии и обширно применялась в Российской империи в XVIII – XIX столетиях, но после революции ее секрет бы утрачен. Судя по сохранившимся изображениям, именно в такой технике и была выполнена надвратная икона. Особенность этой техники как раз в том, что она позволяет достигать очень большой детализации изображения за счет малого размера составных элементов».
Завершить все работы планируется в начале 2022 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Откуда «грошики» на воссоздание».
Комментарии