Ремонт в разгар сезона. Главное здание БДТ закрывается на полгода

Начиная с апреля БДТ на полгода закрывает свое главное здание на набережной реки Фонтанки, 65, для проведения работ по гидроизоляции подвалов и ремонту кровли. Этот вынужденный шаг в разгар сезона театр предпринимает, чтобы ликвидировать последствия некачественного ремонта 2011 – 2014 годов.

Ремонт в разгар сезона. Главное здание БДТ закрывается на полгода | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как сообщили в пресс-службе театра, будет демонтировано инженерное и театральное оборудование и полностью разобрана высокотехнологичная сцена-трансформер. После завершения работ по гидроизоляции все механизмы, системы и сети смонтируют вновь и проведут пусконаладочные работы. Заказчиком нового ремонта является Министерство культуры, подрядчиком – фирма «Ренессанс-Реставрация».

В период проведения работ БДТ будет играть спектакли на Второй сцене (Каменноостровский театр, пл. Старого Театра, 13), а также на сценах Александринского театра, МДТ, «Балтийского дома» и ТЮЗа. При поддержке Минкультуры будут организованы гастроли театра по России.

За десять лет, которые минули с начала капитального ремонта здания БДТ, несколько раз сменились чиновники, отвечавшие за знаковую театральную стройку. Ушли в небытие заказчик и подрядчики, которые изначально вели работы.

Решение о ремонте здания БДТ было принято Министерством культуры еще в 2009 году. Через два года Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации («подвед» Минкультуры, с октября 2020 года не существует) разыграла на тендере около 3 млрд рублей. Победители – фирмы «Балтстрой» и «Театрально-декорационные мастерские» (сейчас обе – банкроты) обязались за два года выполнить все работы не только по реставрации здания, но и по оснащению его самой современной театральной машинерией.

Осенью 2012 года информационные ленты оптимистично сообщали, что работы идут по графику, БДТ отыграет наступающий 95-й сезон в ДК имени Горького, а уже осенью 2013 года вернется в родной дом. Однако возвращение состоялось только в 2014-м, а затраты на все работы возросли с 3 до 6,2 млрд рублей. Но увеличение сроков и удорожание реставрации не было чем-то сенсационным. У многих в памяти реконструкция Большого театра в Москве.

Хуже другое. Буквально через несколько недель в БДТ обнаружили неприятные сюрпризы. Крыша течет, в подвале скапливается вода, театральное оборудование не отвечает заказанному, а то, которое было поставлено, не полностью смонтировано. До 2017 года «Балтстрой» еще пытался устранять недоделки, а потом лег на дно.

Начались судебные процессы, причем БДТ выяснял отношения не только с подрядчиками, но и с заказчиком ремонта здания, который в свое время принимал откровенную халтуру. В итоге в 2019 году Северо-Западная дирекция была отстранена от выполнения функций заказчика.

Театр все суды выиграл. В том числе по иску к СЗД на сумму 487 миллионов рублей. Дирекция обязалась устранить все замечания и обеспечить допоставку недостающего имущества не позднее апреля 2021 года. Но для БДТ важнее, чтобы были ликвидированы все последствия некачественных работ.

Ольга Любимова, министр культуры, в феврале 2020 года во время своего первого рабочего визита в Петербург посетила БДТ и заявила, что «после реконструкции сложилась достаточно печальная ситуация с подвалом и крышей».

Осенью 2020 года Минкультуры провело два конкурса. Первый – на ремонт кровли БДТ с максимальной стоимостью 67,3 млн рублей. Работы должны быть завершены до 1 октября 2021 года. Подрядчика удалось найти только с четвертой попытки. Желающих переделывать чужие огрехи так просто не находят. Второй конкурс – на ремонт подвала предусматривал максимальную стоимость работ 413 млн рублей и срок исполнения – до 31 января 2023 года. Согласно акту технического обследования, в подвале здания театра под зрительным залом наблюдаются вертикальные трещины в строительных конструкциях глубиной до 1 миллиметра. Также имеются следы протечек на стенах, а на полу отслаивается плитка. Состояние гидроизоляции подвала характеризуется как «ограниченно работоспособное», а в ряде случаев «недопустимое».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна АРХИПОВА, директор БДТ:

– Театр был вынужден в судебном порядке отстаивать государственные интересы, так как наше здание является федеральной собственностью и объектом культурного наследия. На сегодняшний момент арбитражным судом признаны факты некачественно проведенной реконструкции, а в отношении ряда подрядчиков возбуждены уголовные дела. БДТ имеет статус потерпевшего и гражданского истца в этих делах.

Что делать, чтобы избежать подобных ситуаций? Обязательно должны быть проведены проектные работы и тщательно подготовлена рабочая документация. Многие строители нам говорили – это на Западе три года проектируют, потом год строят, у нас все наоборот – сначала три года строят, потом год проектируют. К сожалению, сейчас многие относятся к проблемным стройкам и ремонтам, как к неизбежности. На мой взгляд, мириться с этим нельзя.

#БДТ #театры Петербурга #ремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (6881) от 15.03.2021 под заголовком «Занавес над гидроизоляцией».


Комментарии