Ремонт на канавке: первый Зимний мост на Миллионной улице откроют в мае
Капитальный ремонт 1‑го Зимнего моста — через Зимнюю канавку — идет на Миллионной улице. Переправа, включенная в число объектов исторического и культурного наследия федерального значения, до этого реставрировалась только в 1955 году и требует восстановления.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Несмотря на солидный возраст моста, построенного в 1783 – 1784 годах, значительная часть его конструктивных узлов сохранилась в первозданном виде, что само по себе удивительно. Более того, состояние основных конструкций переправы оценивается как хорошее.
— Мост очень крепкий, сооружен на века. Гораздо в худшем состоянии оказались его открылки, откосы набережной, прилегающие к мосту. Там наблюдалось серьезное разрушение, гранитные блоки выпирали. Необходимо было провести реставрационные работы облицовки и плит, — рассказал нашей газете руководитель проекта Николай Кочкин.
Признаюсь, слово «открылки» встретилось мне впервые. Проверил по известному еще со школьных времен словарю Даля. Среди нескольких значений нашел подходящее — небольшой навес у строения, боковое отделение. Именно просадки гранитных блоков опор и тротуарных плит открылков моста в первую очередь определили необходимость проведения капремонта переправы.
Кроме того, в ходе обследования, завершившегося до начала работ, специалисты обнаружили целый ряд других серьезных дефектов, влияющих на долговечность и безопасность сооружения. Среди них — выкрашивание раствора в швах между сборными гранитными блоками, разрушение гидроизоляции с образованием протечек.
Как объяснил руководитель проекта, в ходе капитального ремонта 1‑го Зимнего требовалось провести большой комплекс даже не ремонтных, а реставрационных работ. Часть бутовой кладки открылков была разобрана и заменена на более прочный бетонный свайный ростверк. Устои моста и прилегающие к нему участки набережной укрепили с помощью 16 винтовых свай, погруженных на 4,5 метра. Гранитные блоки облицовки, парапета и тротуарных плит полностью демонтировали.
— Часть плит и блоков привели в порядок прямо на строительной площадке, другие, требовавшие серьезной реставрации, отвозили в мастерские и там восстанавливали. Разумеется, при демонтаже каждый блок был пронумерован, чтобы затем можно было вернуть его на свое историческое место. 1-й Зимний относится к памятникам, находится под охраной КГИОП и полностью сохранит свой исторический вид, — пояснил Николай Кочкин.
На самом мосту при ремонте полностью заменяют прохудившуюся гидроизоляцию. Ближе к концу работ на мостовом полотне будет заменено асфальтобетонное покрытие проезжей части, приведено в порядок устройство барьерного ограждения, все бортовые камни тоже почистят, где требуется, отреставрируют. Гранитные поверхности всех элементов очищают от накопившейся пыли и грязи, швы между блоками расчищают и заполняют раствором заново.
Любопытную картину можно наблюдать сейчас под мостом. На льду Зимней канавки сооружен огромный деревянный настил, с него рабочие ведут расчистку и ремонт свода переправы.
На время капремонта проход по Миллионной улице здесь закрыт, как и движение автотранспорта. На информационном щите, размещенном на строительном заборе, указано, что работы начаты в сентябре 2023 года и должны быть завершены к 20 мая 2024‑го.
— Откроете Первый Зимний к Дню города? — поинтересовался у руководителя проекта.
— Объем работ очень большой. Однако в обозначенный срок капремонт завершим, — заверил специалист.
КСТАТИ
1‑й Зимний мост через Зимнюю канавку в створе Миллионной улицы соединяет 1‑й и 2‑й Адмиралтейские острова. Это каменное однопролетное арочное сооружение длиной 19,4 метра и шириной 21,6 метра. В 1718 – 1719 годах рядом с Зимним дворцом Петра I прорыли небольшой канал, соединивший реки Неву и Мойку. Канал называли Зимнедомским, с 1755 года — Зимним, а в начале XIX века переименовали в Зимнюю канавку. Гранитный мост через канавку в створе Большой Немецкой улицы, которая сейчас называется Миллионной, построили в 1783 году, набережная как раз в эти годы одевалась в гранит. С тех пор мост ни разу не перестраивался, сохранив свой архитектурный облик неизменным с XVIII века.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7623) от 15.03.2024 под заголовком «Ремонт на канавке».
Комментарии