Рельсы в завтрашний день. Как обновляется городской общественный транспорт?

Первый этап программы комплексного развития «Горэлектротранса» (ГЭТ), завершившийся в конце прошлого года, привел к существенным переменам. Причем по всем направлениям работы, которая продлится в рамках этого масштабного проекта до 2029 года. Судить о таких изменениях можно не только на основании данных, которые обнародовало предприятие. Горожане видят, как на улицах Петербурга появляются новые трамваи и троллейбусы. Значит, обновление подвижного состава идет полным ходом, а это один из ключевых параметров работы транспортников.

Рельсы в завтрашний день. Как обновляется городской общественный транспорт? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Комплексную программу ГЭТ Смольный одобрил без малого четыре года назад. Через несколько месяцев после этого, в октябре 2021‑го, она была включена в госпрограмму «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» и разделена на два этапа. Сотрудники «Горэлектротранса» назвали ее несколько претенциозно «Сохраняя историю, движемся в будущее», но суть намечаемых перемен выразили верно. Ожидается, что к концу этой работы перевозчик выведет на городские маршруты 596 новых трамваев и почти столько же троллейбусов разных производителей.

Значительную часть таких закупок предприятие выполнило к концу первого этапа реализации программы. Судя по отчетным данным, к тому времени было закуплено 289 новых трамваев, почти все из которых (кроме десятка с небольшим) относятся к категории «умных». То есть оснащены системой активной безопас­ности и помощи водителю, разработанной на базе искусственного интеллекта. Перевозчик также приобрел 377 новых «рогатых» машин, включая полторы сотни троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

Собираясь поставить свое будущее, можно сказать, на прочные рельсы, предприятие провело большую предварительную работу. Ведь новый пассажирский транспорт, поступающий в распоряжение ГЭТ, оснащен современным бортовым оборудованием. И произведен по техзаданию специалистов в соответствии с особенностями Петербурга. Так, на всех новых трамваях установлены системы кругового обзора, климат-контроля и автоматизированных стрелочных переводов. Они оборудованы также системой «теплый пол», а в вагонах ретротрамваев «Довлатов» и «Достоевский» имеется помимо этого интерактивное окно-экран под названием «Белые ночи».

Основную часть таких поставок обеспечивает, по условиям соглашений, компания «ПК Транспортные системы» (один из ее крупных заводов находится в Петербурге). Потребности перевозчика в трамваях закрывают и два уральских холдинга такого же профиля — Усть-Катавский вагоностроительный завод и «Уралтрансмаш». А троллейбусы предприятию кроме отечественных производителей поставляют белорусские партнеры.

Одновременно с этим идет не менее важная работа по модернизации всей инфраструктуры «Горэлектротранса». Предприятие обновило контактную сеть на трассах общей протяженностью более 33 км и модернизировало подвесную систему на 33 адресах (81,8 км). Обновляя кабельную сеть, рабочие проложили линии постоянного тока общей длиной 64,1 км. А еще реконструировали систему телемеханики на 34 городских подстанциях и на 20 таких объектах установили 54 новых трансформатора.

Техперевооружение направлено на развитие энергохозяйства предприятия с учетом обновления его подвижного состава и расширения маршрутной сети. Для этого же введена в строй и новая модульная тяговая подстанция «Суворинская» на улице Руставели, а также готовится к запуску родственный объект на улице Жукова. Кроме того, обновляя инфраструктуру энергоснабжения, предприятие отреставрировало историческое здание действующей подстанции № 2, которая расположена на набережной реки Карповки…

Многие годы объемы работ по приведению в нормативное состояние путевого хозяйства не соответствовали потребностям петербургских трамвайщиков. Примерно пятая часть (124,5 км) всех эксплуатируемых в городе трамвайных путей, по расчетам, требовала капитального ремонта. Больше половины этого объема планировалось выполнить по заказу ГКУ «Дирекция транспортного строительства» к концу первого этапа программы. Фактически же за неполных четыре года с момента ее принятия в городе удалось отремонтировать 93,1 км трамвайных путей, больше намеченного. Причем объемы работ неуклонно росли и вышли в прошлом году на максимальный уровень — 29,9 км.

За это время подрядчики обновили пути более чем на 15 магистралях в разных районах города. На двух объектах общей протяженностью 1,4 км работы велись по заказу самого предприятия. А еще на 17 адресах (2,2 км) трамвайные пути ремонтировали сотрудники трех дистанций службы пути «Горэлектротранса».

Один из разделов программы посвящен реконструкции транспортных парков. Работы по обновлению трамвайного парка № 7, стартовавшие в 2022‑м, подходят к концу (причем он не останавливал свою работу ни на один день). Там было пол­ностью заменено оборудование, преобразилось и само здание. По словам специалистов, впервые в Петербурге в этом парке была применена жесткая отводная контактная сеть для ремонта крышевого оборудования трамваев.

По заданию предприятия проект­но-изыскательские работы выполнены для реконструкции двух других транспортных парков ГЭТ и единственного в городе совмещенного (трамвайно-троллейбусного) парка. Аналогичные документы готовы и по другим объектам, которые тоже ждет реконструкция (экспозиционно-выставочный комплекс и детский оздоровительный лагерь «Зарница»). Получив по ним положительное заключение государственной экспертизы (как и по строительству трамвайного парка в поселке Шушары для новой скоростной линии), предприятие начнет готовиться к проведению этих работ.

Читайте также:

«Умных» трамваев становится больше. Как обновляется городской общественный транспорт

В Петербурге совершенствуют Единую платформу управления транспортной системой


#троллейбус #общественный транспорт #трамвай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7853) от 21.02.2025 под заголовком «Рельсы в завтрашний день».


Комментарии