Реанимация реновации. Как оживить забытую городскую программу?

Великое дело - социальные сети. Информация по ним разлетается моментально: грузовик съехал в кювет, из окон соседнего дома повалил дым, горячую трубу прорвало... Пара минут - и вот уже кто-то непременно выложит в Интернет и фото, и видео, и собственный коммент. Вот и на сей раз то же повторилось, когда 16 марта рухнула стена дома № 27 по Ново-Александровской улице в Невском районе.

Реанимация реновации. Как оживить забытую городскую программу? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Панельный дом 1961 года постройки действительно пострадал: с двух плит первого этажа отвалился слой цементного фибролита 58-летнего возраста (теплоизоляционный слой, отягченный мелкоплиточной облицовкой). Осталась голая железобетонная плита, отделенная от белого света металлическими «рельсами»-швеллерами.

Через час-другой на месте события уже работали сотрудники МЧС. В их задачу входило - проверить надежность примыкания фибролитовых плит на остальных этажах хрущевской пятиэтажки. Наблюдать за процессом (на снимке) было, признаться, страшновато. Даже неискушенный слух улавливал звук от пустот между плитами основания и фибролитовым слоем.

Да кто бы удивился! Дом находится на территории предполагаемой реновации. Здесь - на улицах Шелгунова, Бабушкина и Ново-Александровской - 32 дома подлежат расселению и сносу по программе реновации кварталов первых массовых серий. И дом по Ново-Александровской, 27, - один из них. Долгие годы власти города планировали постепенно сносить ветхие пятиэтажки, а их жителей переселять в новостройки, вырастающие по соседству.

Программа сорвана. Не хочется говорить, что навсегда, но пока ничего иного сказать нельзя. И дело не столько в отсутствии финансирования: новое руководство города уже не раз дало понять, что может достать деньги на многие программы если не из городского, то из федерального бюджета. Дело в отсутствии места для начала реновации.

Все участки, которые были отведены под строительство жилья для переселенцев из престарелых «хрущевок», уже заняты новостройками, им не предназначенными. А в данном микрорайоне для целей реновации оставлен лишь крохотный пятачок земли на углу улиц Бабушкина и Чернова, напротив завода «Звезда». Участочек зажат между территорией детского сада № 6 и ЖК «Невская звезда». На него вряд ли польстится кто-то из застройщиков - уж слишком тесно.

Как сообщили в комитете по строительству, «территория отнесена к категории, на которых «стартовые пятна» отсутствуют или недостаточны по размеру для начала строительства, в связи с чем она отнесена к «красному» (т. е. по сути к безнадежному. - Ред.) блоку. Мероприятия по развитию территории инвестором не осуществляются».

Ровно десять лет жители квартала на улицах Шелгунова, Бабушкина и Ново-Александровской живут в ожидании новоселья. Тщетно. В течение этих лет Смольный лишь разрушал их надежду да отказывался от собственных решений.

Тот факт, что программа сорвана, стал совершенно очевиден еще летом 2015 года, когда городские власти разрешили строить на территории, зарезервированной для реновации, третью очередь жилищного комплекса «Невская звезда», не имеющего ни малейшего отношения к программе переселения граждан из ветхого жилья. И дефицит земельных участков был признан фатальным. А жителей устаревших пятиэтажек начали мало-помалу приучать к мысли, что переселение в новое жилье им не грозит.

Складывается стойкое ощущение, что тот, кто составлял перечень кварталов для грядущей реновации, сам не верил в то, что она реально произойдет. А потому и не озаботился тем, чтобы сохранить достаточное количество земли на будущее. А в Невском районе даже квартал не изучили как следует. Иначе как могло получиться, что в постановлениях, распоряжениях и даже в законе о реновации в Петербурге территорию между улицами Ново-Александровской, Бабушкина и Шелгунова назвали Щемиловкой? Щемиловка - историческое название части Невской заставы у Императорского фарфорового завода: Фарфоровская, Ивановская улицы, бульвар Красных Зорь, Леснозаводская... А дальше - Александровка, примыкающая к Обуховскому заводу: та самая Ново-Александровская улица, Шелгунова и Бабушкина...

Смешно и грустно, что аварийные по сути дома того квартала Александровки, который должен быть снесен, были включены в региональную программу капитального ремонта. Еще смешнее, что фасад дома № 27 но Ново-Александровской улице по этой программе должен быть отремонтирован в течение 2018 - 2020 годов. Похоже, обрушение пришлось весьма кстати: теперь наверняка отремонтируют.

Вообще судя по программе капремонта, в ближайшие годы на улицах Шелгунова, Бабушкина и Ново-Александровской должен случиться прямо-таки капремонтный бум. В большинстве домов из тех, что значатся в списке подлежащих сносу, будут ремонтировать либо фасад, либо кровлю, либо водопровод.

Следом (уж придется взять на себя неблагодарную роль каркающей вороны) начнут падать изоляционные слои и с соседних пятиэтажек. Ничто не вечно. Пришло и их время! И с этим ничего не поделаешь.

Тем не менее и у властей, и у жителей теплится надежда, что кварталы 1961 года еще смогут проскрипеть десять - двадцать лет. Так, совет дома № 88 по улице Бабушкина изо всех сил пытается привлечь внимание районных и муниципальных властей... к проблемам благоустройства прилегающей территории и к состоянию асфальтового покрытия внутридворового проезда. Признаться, это выглядит так, как будто в доме стены горят, а жители сетуют на «украшающие» их граффити.

На требования отремонтировать асфальт от родных муниципалов МО «Обуховский» граждане получают «отлуп»: мол, не имеем права тратить деньги на ваш двор, потому что вы теперь относитесь к зоне реновации. Председатель совета дома благодаря своей настырности и целеустремленности умудряется все же в виде исключения добиваться от районной администрации и управляющей компании кое-каких работ: засыпать ямы на дороге, залатать трубы в подвале...

Тем временем этот дом, который, как и Ново-Александровская, 27, числится в программе реновации, поставлен на общегородскую очередь на капремонт: в ближайшее время в нем отремонтируют системы теплоснабжения, в 2024 - 2026 годах - фасад, в 2027 - 2029-м - электросистему, в 2030 - 2032-м - крышу. Осталось понять, доживет ли он до 2032 года...

В начале марта в Смольном проводили единый день приема граждан (такой сейчас единовременно проводят все властные структуры по всей России). На прием пришла жительница Фрунзенского района, собственница квартиры в доме № 12, корпус 2, по улице Турку. Рассказала, что дому более 50 лет и что он принадлежит как раз к тем самым массовым сериям, которые давно выработали свой ресурс. Совсем! Безнадежно! Старые панели расходятся, появляются трещины, в квартирах очень холодно. Очередное проклеивание швов между осыпающимися панелями результата не приносит.

Женщина пришла вовремя. Конкретный дом наверняка будет капитально отремонтирован в нынешнем году. Но вот вопрос: насколько хватит этого ремонта? И сколько должен стоить ремонт осыпающегося здания, чтобы из 55 - 60-летней развалюхи дом превратился в нечто, где можно спокойно жить еще много десятилетий?

...Отвалившийся кусок стены у дома № 27 по Ново-Александровской улице чуть не криком кричит: родные власти, не пора ли вам взяться за реанимацию программы реновации?!

#реновация #строительство #ремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6447) от 19.03.2020 под заголовком «Реанимация реновации».


Комментарии