Реально ли ввести трехлетний мораторий на прокат электросамокатов?

Можете закидать меня тапками, но я опять возвращаюсь к самокатной теме. Понимаю, этот вид транспорта у многих давно сидит в печенках. Лично мне он тоже набил оскомину. И не только. После последней встречи с двухколесным средством передвижения пытаюсь вылечить на ноге синяк размером с две ладони.

Реально ли ввести трехлетний мораторий на прокат электросамокатов? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Случилось это средь бела дня в центре города. Два лихача на самокатах решили меня обогнать: один справа, другой слева. Причем ехали они бесшумно и на приличной скорости. Тот, что справа, — проскочил, слева — задел по ноге. Ощутимо. На мои возмущенные крики они не отреагировали. Поддали газу и укатили. И вот теперь, намазывая ногу кремом, рассасывающим гематомы, думаю: мне повезло или нет?

С одной стороны, не повезло. Я шла по тротуару, ПДД не нарушала, под колеса не выскакивала. Почему, спрашивается, я должна ходить по улице с оглядкой? С другой стороны, повезло. Отделалась синяком. А ведь дело могло закончиться травмпунктом или больничной койкой. Как в десятках других случаев.

Так, на проспекте Космонавтов молодую женщину, сбитую самокатчиком, увезли в больницу с тяжелой черепно-мозговой травмой. На улице Савушкина лихач на двух колесах проехался по ноге пожилой женщины. Врачи диагностировали у нее повреждение голеностопного сустава. Еще один гонщик сбил школьницу, травмировав ей ногу… Этого мало?

Тогда еще немного статистики. По данным МВД России, в прош­лом году было зарегистрировано 941 ДТП с участием самокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). В них погибли 19 человек, еще 976 получили травмы. За шесть месяцев этого года в таких же ДТП ранения получили уже 1082 человека и зафиксировано 12 летальных случаев.

Что самое печальное: Петербург в числе регионов, где произошло наибольшее число ДТП с электро­самокатами. За шесть месяцев в городе зафиксировано 64 таких инцидента, два человека погибли.

Кто‑то возразит: мол, в автомобильных авариях люди становятся калеками и гибнут гораздо чаще. Согласна. Но там и водители за чужие травмы и порчу имущества несут серьезную ответственность, вплоть до уголовной. А с самокатчиков взятки гладки. Наехал, сбил, укатил.

Горожане давно призывают влас­ти бороться с лихачами на двух колесах. И те вроде бы к их мнению прислушиваются. И даже что‑то делают. Так, пользователям кикшеринга запрещен въезд на Дворцовую площадь, Невский проспект, в Летний и Михайловский сады, Петропавловскую крепость. Им закрыта дорога в музей-заповедник «Петергоф», на «Остров фортов» и другие туристические локации Кронштадта, а также в сестрорецкий парк «Дубки». Еще на 90 улицах в центре города максимальную разрешенную скорость электросамокатов снизили до 15 километ­ров в час, а на Марсовом поле — до 10 километров. На Адмиралтейской набережной даже появились первые знаки, которые запрещают движение на всех СИМ. В том числе на электросамокатах. Однако аварий меньше не становится…

Хотя чему удивляться? По данным комитета по транспорту, парк кикшеринговых компаний в Петербурге сегодня насчитывает около 37 тысяч арендных самокатов. В комиссии по обеспечению безо­пасности дорожного движения при губернаторе говорят о 40 – 50 тысячах. Причем члены этой комиссии заявляли, что при достижении городским парком 70 тысяч единиц движение пешеходов будет парализовано. И я с ними согласна.

Может быть, поэтому петербургские парламентарии написали обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением ввести трехлетний мораторий на прокат электросамокатов? Мол, за это время в городе в разы увеличится количество велодорожек, на которые и переселят самокатчиков.

Вы верите, что предложение петербургских законотворцев будет поддержано? Лично я нет. Кикшеринг — это в первую очередь бизнес. Причем весьма прибыльный. И оказаться в простое он не захочет. Поэтому ни о каком уходе с доходного рынка речи быть не может. Забудьте. Это утопия.

Нужны иные меры. Какие? Честно говоря, не знаю. Ясно толь­­ко одно: мирно сосуществовать на одном тротуаре пешеходы и самокатчики не могут. Кто‑то из них должен этот тротуар покинуть. Надеюсь, что не те, кто передвигается на своих двоих.

Кстати 

Минтранс разработал «дорожную карту» по регулированию движения СИМ. В частности, министерство предложило обязать россиян регистрировать свои СИМ в федеральном реестре, останавливаться по требованию ГИБДД, проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Езду на средствах индивидуальной мобильности в нетрезвом состоянии планируется наказывать штрафами от 20 до 30 тысяч рублей. Причем, как выяснили эксперты сервиса Superjob, эту инициативу поддерживают 77 % россиян. Вопрос только один — кто будет отлавливать таких наездников и заставлять их дышать в трубочку?


#самокаты #ограничения #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7526) от 19.10.2023 под заголовком «Пешеход, посторонись!».


Комментарии