Реабилитация помогает восстановиться людям, перенесшим сосудистую катастрофу
Врачи Госпиталя ветеранов войн назвали 90‑летнего Бориса Липина бойцом. После тяжелейшего инсульта он уже может говорить и ходить без посторонней помощи. Хотя был момент, когда всем казалось, что пациент не выкарабкается.
Профессионализм врачей, современное реабилитационное оборудование и правильный психологический настрой способны творить чудеса./ФОТО www.freepik.com
По словам заведующий неврологическим отделением Марии Приваловой, инсульт — это острое нарушение кровообращения в головном мозге, которое приводит к повреждению и отмиранию нервных клеток. Он случается по двум причинам: кровеносный сосуд либо разрывается, приводя к так называемому геморрагическому инсульту, либо оказывается заблокированным сгустком крови (тромбом), и тогда речь идет об ишемическом инсульте.
Но и в том и в другом случае часть нервных клеток погибает, и человек полностью или частично теряет способность передвигаться, говорить, шевелить руками или ногами. Задача врачей состоит в том, чтобы эти функции восстановить.
Процесс медицинской реабилитации непрерывный, подчеркивает Привалова. Первые шаги к восстановлению начинаются уже в реанимации, после того как состояние пациента удается стабилизировать. Ведь у тех, кто пережил инсульт, пик неврологического восстановления приходится на первые шесть месяцев. Поэтому чем раньше к работе с больным подключается реабилитолог, тем выше шансы вернуть утраченные функции.
Второй этап проходит в условиях стационара, третий — в поликлинике или дневном стационаре. Обязателен мультидисциплинарный подход. То есть в процессе участвуют врачи-неврологи, терапевты, кардиологи, хирурги, врачи лечебной физкультуры, физиотерапевты, логопеды, клинические психологи.
План реабилитации составляется индивидуально — с тем чтобы он был максимально эффективным для каждого конкретного пациента. Учитываются возраст больного, тяжесть неврологической симптоматики, наличие сопутствующих патологий. На основании этих данных будут определены интенсивность физических упражнений, продолжительность и частота занятий, методы моторной реабилитации.
Для наглядности доктор показала кабинет ЛФК. На первый взгляд он напоминает мини-тренажерный зал в каком‑нибудь фитнес-клубе. Вот беговая дорожка, по которой в достаточно бодром темпе идет пожилая женщина, которая совсем недавно не могла подняться с кровати.
А это велотренажер со специальными датчиками, которые подсказывают врачу, с какой силой пациент давит на педали. При выполнении этого упражнения очень важно, чтобы нагрузка на левую и правую ноги была равномерной.
Здесь же, в кабинете, больных учат заново владеть собственным телом с помощью стабилоплатформы. Этот тренажер внешне напоминает напольные весы, перед которыми стоит монитор. Задача человека — переносить вес с ноги на ногу так, чтобы за определенное время при помощи курсора на мониторе «собрать» нужное количество яблок или зайчиков. Кстати, сделать это совсем не просто. С первого раза получается далеко не у всех.
Еще на отделении есть эргокомната. Первое впечатление — обыкновенная кухня в квартире. Холодильник, плита, раковина, чайник, утюг, посуда… Однако все эти бытовые предметы тоже являются своего рода тренажерами. Именно с их помощью пациентов обучают основным навыкам самообслуживания: зажигать плиту, пользоваться столовыми приборами, включать чайник, втыкать штепсель в розетку…
По словам заведующей неврологическим отделением, здоровый человек над такими бытовыми мелочами не задумывается, а пациенту после инсульта, у которого нарушены связи между корой головного мозга и периферией, они даются с трудом. И задача врачей — напомнить ему, как это делается.
Сказать заранее, сколько займет восстановление у пациента и какие результаты дадут занятия, сложно. Однако Привалова убеждена: при имеющийся системе реабилитационного лечения шансы на полное или значительное восстановление человека очень велики.
Еще одно направление реабилитации — занятия с клиническим психологом. Ведь, согласно статистике, психоэмоциональные нарушения после перенесенной сосудистой катастрофы возникают у большинства больных.
По словам клинического психолога Георгия Алексеева, взрослому человеку зачастую невыносима сама роль маленького ребенка, за которым все ухаживают. Если к этому еще добавляется тревожное состояние — больной становится раздражительным, беспричинно выходит из себя, начинает негативно мыслить, у него может развиться депрессия.
Поэтому первая задача психолога — помочь человеку побороть свои страхи, объяснить, что с ним случилось, не дать уйти в болезнь с головой и настроить его на выздоровление. Именно от этого во многом зависит успешность других составляющих реабилитации — восстановление двигательных функций, навыков, речи, письма, улучшение умственной активности.
Ну а чтобы не допустить сосудистой катастрофы, врачи еще раз напоминают о простых правилах: избегать стресса, заниматься физкультурой, правильно питаться и держать в тонусе не только тело, но и мозг. Хотя бы просто решая кроссворды или наизусть заучивая стихи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7510) от 27.09.2023 под заголовком «Научиться жить заново».
Комментарии