Развели на 59 градусов. В Петербурге открылась навигация по Неве

Официально навигацию по Неве, а значит, и сезон разводки мостов открыли в нашем городе 10 апреля. Однако в выходные створки переправ разводили лишь в ограниченном режиме. В ночь на 11 апреля по Неве прошло одно-единственное судно, и все невские мосты вынуждены были салютовать ему раскрытыми крыльями разводных пролетов. А в ночь на 12 апреля открыли только Дворцовый мост: в честь 60-летия полета Юрия Гагарина в космос.

Развели на 59 градусов. В Петербурге открылась навигация по Неве | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Празднование получилось красочным: под музыку Андрея Петрова из кинофильма «Укрощение огня» на раскрытой под углом 59 градусов створке моста появилась лазерная проекция с кадрами запуска корабля «Восток», портретами Юрия Гагарина и главного конструктора Сергея Королева.

Теперь невские мосты будут разводить регулярно, но необязательно каждую ночь. Все зависит от заявок «Волгобалта» на проводку судов. В «Мостотрест» информация поступает около 14.00, если заявка есть, переправы готовят к ночной разводке в соответствии с годами отработанным графиком. О том, как готовили механизмы к навигации, в «Мостотресте» рассказали, устроив экскурсию по внутренностям устоев моста, которому нынче исполняется 105 лет.

– Профилактика разводных механизмов сделана на всех мостах, а чтобы проверить их готовность к сезону, в конце марта и начале апреля провели 50 технологических разводок, они были необходимы для настройки систем управления в динамике. Наибольший объем работ в межнавигационный период пришелся на Володарский мост. Там необходимо было отрегулировать систему успокоителей крыла разводного пролета. Также провели монтаж кабельной линии от передвижного дизель-генератора с последующим натурным испытанием. Это необходимо на случай блэкаута городской электросети, тогда к мосту подгоняется передвижная электроустановка. На Троицком мосту заменили сливные лотки и провели ремонт основной насосной установки с заменой масла в гидравлической системе. 12 тонн отработанного масла были утилизированы, – рассказал директор «Мостотреста» Андрей Кочин.

На Дворцовом мосту в межсезонный период обошлись профилактикой разводных механизмов. Переправе хоть и более ста лет, но она содержится в хорошем состоянии. Когда-то многие конструкции здесь были деревянными. В том числе и покрытие, его заменили на асфальтобетонное только в 1978 году. При этом до 1997-го по мосту ходили трамваи. Рельсы сняли в ходе капитального ремонта, переправа получила подсветку.

В так называемых внутренних помещениях опоры этой переправы нас встретил бригадир Станислав Пусташинский, возглавляющий команду из семи человек.

– Мы находимся в галерее моста. Галерея могла бы быть картинной, но вместо живописных полотен здесь развешано оборудование, – так образно описал главное внутреннее пространство опоры бригадир. – Из наиболее интересного здесь можно выделить расклинки моста. Иногда говорят, что створки начинают открываться с опозданием от графика разводок. Но это не так, 3 – 4 минуты уходит на то, чтобы освободить пролеты от заклинивающего их механизма. Для чего он нужен, понятно: чтобы створки не начали подниматься сами по себе. После того как расклинка произведена, освобождается противовес, который и приводит створки в движение. Вес каждой из двух опор Дворцового моста около 2500 тонн, из них 1430 тонн приходится на противовесы.

На самом деле внутри опорных устоев пространства не так уж много. Кроме галереи, отдельное помещение – пультовая. Здесь сконцентрирована вся система управления разводными механизмами. Обеспечивается с помощью ручной рации и связь с проходящими по Неве судами. На несколько экранов поступает картинка с видеокамер, установленных в разных точках переправы.

– Системой видеонаблюдения Дворцовый оборудован в начале 2000-х годов. С ее помощью мы полностью контролируем ситуацию на мосту, под мостом и во внутренних помещениях. У переправы два опорных устоя. Они полностью идентичны, в том числе по механизмам. Но пульт управления расположен на опоре, ближней к Васильевскому острову. С механизмами на другом устое пульт управления связан по подводному кабелю. Команды на подъем подаются одновременно на обе створки. Каждая поднимается на угол 59 градусов, максимум 60, но один градус оставляем в резерве, – пояснил Пусташинский.

Полюбоваться разведенными крыльями невских переправ приезжают туристы со всего мира, особенно в сезон белых ночей. Однако разводной механизм достаточно сложен и требует постоянного контроля.

Три года назад единственная створка Володарского моста самопроизвольно поднялась на 30 – 40 сантиметров, что спровоцировало массовую аварию на переправе. Было происшествие и на Дворцовом. В момент начала разводки мотоциклист-лихач прорвался через оцепление и решил перепрыгнуть через проем. К этому моменту створки поднялись еще не более чем на градус, так что в Неву мотоцикл не рухнул, но в створку врезался. Сам водитель не пострадал, но машина восстановлению не подлежала.

Подобные происшествия, к счастью, редки, а вот ремонты, в том числе весенне-летние, проходят регулярно. Уже в ближайшую субботу начнется замена асфальта на Литейном мосту с ограничением движения по средним полосам. Работы продлятся до 16 мая, правда, в праздничные дни будут приостановлены. В нынешнем году планируется начать капитальный ремонт Биржевого и 1-го Елагина мостов. Там месяцем ремонтники уже не обойдутся. Однако сроки начала работ на этих мостах пока не определены.

#навигация #реки и каналы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (6902) от 13.04.2021 под заголовком «Развели на 59 градусов».


Комментарии