Расстрелянных в период с 1917-го по 1921 год захоронили на кладбище Памяти жертв 9-го января

На кладбище Памяти жертв 9-го января прошла траурная церемония захоронения останков 94 человек, расстрелянных в Петропавловской крепости в период с 1917-го по 1921 год. Но точку в этой печальной истории ставить рано…

Расстрелянных в период с 1917-го по 1921 год захоронили на кладбище Памяти жертв 9-го января | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Началась она в декабре 2009 года, когда во время земляных работ у Головкина бастиона были обнаружены останки 16 человек с пулевыми и другими повреждениями, что стало основанием для проведения масштабных поисковых работ на территории Заячьего острова. В 2010 – 2014 годах по инициативе Музея истории Петербурга обследовали территорию площадью более 3 тысяч кв. метров, были обнаружены массовые захоронения.

Потребовалось несколько лет работы разных специалистов — археологов, антропологов, судебно-медицинских экспертов, чтобы выяснить: захоронения относятся ко временам красного террора 1917 – 1921 годов, были расстреляны и захоронены не менее 160 человек от 16 до 80 лет. Одновременно шла работа историков. Они обнаружили газетную публикацию от февраля 1918 года с «расстрельным списком», в который входили 15 мужчин и одна женщина. В том числе — Александр Рыков, герой Порт-Артура, потерявший ногу в Русско-японской войне. Такой же состав имело и первое из обнаруженных захоронений, в нем был скелет человека с ампутированной ногой. Были найдены потомки Рыкова — они предоставили фотографии Александра Николаевича и согласились на проведение генетических экспертиз. Эти исследования подтвердили 100‑процентную правильность идентификации. Рыков был похоронен в семейном захоронении на Новодевичьем кладбище.

Последовало еще несколько лет работы экспертов, чтобы с высокой вероятностью «совместить» имена остальных пятнадцати человек из «расстрельного списка» и останки этих людей. Среди них — главный санитарный врач Балтийского флота Владимир Ковалевский, контр-адмирал Михаил Веселкин, помощник обер-секретаря Сената Юрий Бетулинский, участники Русско-японской войны Анатолий Де-Симон и Павел Плен.

Из этих пятнадцати человек теперь нашли вечный покой четырнадцать. Как пояснил Денис Пежемский, известный российский антрополог, заместитель директора по науке Центра палеоэтнологических исследований, который вел работы по идентификации останков, найденных на Заячьем острове, пока решили не хоронить адмирала Веселкина. Его скелет не удалось собрать, поскольку он находился в перекопанной части могильной ямы. Адмирал имел высокий рост, и это дает определенные шансы, если раскопки будут продолжены.

Останки еще 80 человек «укомплектованы», зафиксированы все антропологические характеристики. Нет смысла ждать возможной идентификации, поэтому было принято решение провести их захоронение. После проведения всех биолого-антропологических экспертиз взяты микроскопические частички от каждого скелета, чтобы впоследствии была возможность провести молекулярно-генетическую экспертизу. На тот случай, если объявятся люди, которые могут предполагать родственные связи с погибшими у стен Петропавловской крепости. Ученый заметил, что шансов на идентификацию немного — абсолютное большинство были молодыми людьми. У них, скорее всего, не было потомков, а значит, некому будет участвовать в генетических экспертизах.

Что касается архивного поиска сведений о погибших, то и здесь перспективы туманны. Как заметила Ирина Карпенко, историк, участник проекта, не существует «ключа», позволяющего очертить поле поиска, выделить группу материалов, которые надо исследовать. Скорее, стоит рассчитывать на удачу, чем на систематическое обследование всех архивов, содержащих документы того времени.

Выбор кладбища Памяти жертв 9-го января Межведомственная рабочая группа, которая с 2009 года занимается проблемой останков, объясняет тем, что до 1917‑го на нем хоронили казненных или умерших революционеров — узников Петропавловской крепости и других мест заключения. Там же находятся массовые захоронения и мемориал жертв Кровавого воскресенья 1905 года. В ХХ веке кладбище стало местом захоронения жертв политических репрессий 1930‑х годов. Станет ли это место точкой примирения — вопрос отдельный…

На церемонии говорили о том, что история будет иметь продолжение. «Мы уверены, что остались еще не выявленные места захоронений. Все одиннадцать обнаруженных ям делятся на две группы — собственно захоронения, пусть даже сильно потревоженные, и места перезахоронения потревоженных останков. После многолетних исследований всех останков выяснилось, что многие фрагменты не подходят ни к одному скелету. Это означает, что они находились в других могилах», — поясняет Пежемский.

Понятно, что возобновление археологических раскопок требует солидного финансирования. Последние годы о таких планах городских властей ничего не слышно. Пока же на кладбище установлена временная мраморная плита с текстом: «Братская могила расстрелянных в Петропавловской крепости в 1917 – 1921 годах». Через год планируется установить памятник, на нем будут указаны имена погибших, которых удалось идентифицировать.


#захоронение #кладбище #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7306) от 25.11.2022 под заголовком «Обрели покой через сто лет».


Комментарии