Рассказываем, в каких петербургских водоемах можно плавать

На девяти водных объектах Петербурга, включая Финский залив, расположены 24 пляжа. Купаться рекомендуется только на одном — он находится на Верхнем Суздальском озере в Выборгском районе. Финский залив — не для купальщиков.

Рассказываем, в каких петербургских водоемах можно плавать  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Эта информация самая что ни на есть сиюминутная. Что касается ситуации с «разрешено»/«не разрешено», то она меняется едва ли не каждую неделю. По мере того, как Роспотребнадзор и Центр гигиены и эпидемиологии рассматривают очередные анализы пробы воды и грунта.


Пляж3_Ор.jpg

ФОТО АВТОРА


Так, Петербург начал купальный сезон, имея два водоема, куда санитарные врачи разрешали окунаться: озеро Безымянное в Красносельском районе и Ольгинский пруд в Выборгском районе на Светлановском проспекте. А буквально через несколько дней очередные пробы воды вынудили закрыть для купания оба «разрешенных» водоема и открыть Верхнее Суздальское озеро.

На потертых кабинках для переодевания у Безымянного и Ольгинского появились сияющие новенькие плакаты с перечерк­нутым пловцом… Но купальщики их как будто и не заметили: по‑прежнему в воде у берега возятся маленькие дети. Время от времени кто‑нибудь из загорающих поднимается и… в воду. А рядом разгуливают утки со своими выводками (утята — прелесть!).

На Безымянном, кстати, несмотря на «закрытие», продолжают работать аттракционы на воде — вроде огромных прозрачных шаров-­гидрозорбов. Не исключено, что завтра новый анализ покажет новые результаты, объявит воду пригодной для купания. А развлечения как раз тут как тут — в воде!

К слову, объявляя о том, что тот или иной водоем не соответствует гигиеническим нормативам, санитарные врачи и чиновники, как правило, не расшифровывают, что именно имеется в виду, какая конкретно гадость найдена в воде. Вот и на сей раз не вполне ясно, какой из 17 показателей, которые СанПиН требует контролировать, не соответствует установленным нормативам: наличие взвеси, химических веществ (их суммарное содержание не должно превышать ПДК), мутность, запах, цвет, кислотность. Или обнаружено запредельно наличие сульфатов и хлоридов? А может быть — растворенного кислорода, количество которого влияет на живые организмы в воде? К примеру, на сине-зеленые водоросли. Ну и то, что в первую очередь интересует горожан: быть может, зафиксировано присутствие в воде болезнетворных бактерий и яиц паразитов?

Что из перечисленного заставило не рекомендовать водоемы для купания, непонятно. Однако, по словам специалистов Центра гигиены, если бы обнаружилась какая‑­нибудь палочка в сколько‑нибудь значительных количествах, об этом стало бы известно моментально. В подобных случаях Роспотребнадзор предельно конкретен. Так что, похоже, «закрытые» Безымянное озеро и Ольгинский пруд закрыты по менее значимым основаниям.

Кстати говоря, само расположение этих водоемов не очень‑то соотносится с их характеристикой как мест для купания. В непосредственной близости от них находятся дороги с плотным движением, гаражи и предприятия. А на Безымянном и вовсе — вокруг индустриальный пейзаж с трубами и бетонными стенами цехов. Тем не менее именно здесь расположены пляжи, имеющие статус официальных.

Что же такое «официальный пляж»? Это место, в отношении которого принято соответствующее решение районных администраций, Роспотребнадзора, МЧС. Оно должно соответствовать множеству требований: песок, безопасное дно, кабинки для переодевания, туалеты в шаговой доступности, наличие спасательного поста, возможность быстро подъехать (к примеру, для скорой). Необходимо также, чтобы были заключены договоры о периодической уборке мусора, о мониторинге качества воды. Ну и пляжная территория непременно должна находиться в зоне внимания отделов благоустройства.

Этим условиям в течение долгих лет соответствуют всего четыре зоны в черте города: три пляжа на Суздальских озерах и Ольгинский пруд (Безымянное озеро в Красносельском районе — не в счет). Это, так сказать, старинные пляжи. Новых за последние десятилетия в городе не появилось.

Граждане часто жалуются на неудовлетворительное оборудование Каменного пляжа вдоль Балтийского бульвара, побережья в Парке 300‑летия Петербурга, зоны вокруг Ивановского карьера в Невском районе, карьеров в парке Героев-пожарных во Фрунзенском, берега залива в микрорайоне «Балтийская жемчужина»: и туалетов‑то там нет, и песок недостаточно чистый, и на дне полно острых камней… Дело в том, что ни одна из перечисленных территорий не является пляжем. Это парки, прогулочные или рекреационные зоны. Стало быть, на их сугубо пляжное обустройство ни в одном бюджете деньги не заложены, а граждане купаются там на свой страх и риск.

Концепция благоустройства Петербурга, с которой наш город стал победителем всероссийского конкурса, состоит в создании на всех (или почти на всех) берегах залива и рек обустроенных прогулочных зон. И Петербург следует утвержденной концепции, реализуя масштабные проекты в рамках прог­раммы создания комфортной городской среды. Это в свою очередь наверняка означает, что новые прекрасные прогулочные зоны многими горожанами будут восприниматься как пляжи… только без обычных удобств и мало приспособленные для купания.

Возможно, городу стоит подкорректировать концепцию, предусмотрев в ней оборудование новых официальных городских пляжей. Ведь далеко не у всех граждан есть время и средства ехать на Черноморское побережье. Даже до Солнечного добраться удается не всем: это же полдня как минимум. А потому одной из сторон создания комфортной городской среды, очевидно, могло бы стать развитие сети пляжей. Это же естественно для приморского города.

Хотя более верным было бы предложение учесть реальность и дать официальный статус пляжей уже освоенным местам для купания, предусмотрев все необходимые для этого благоустроительные работы, спасательное оборудование и санитарный мониторинг.


#пляж #купальный сезон #водоемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7690) от 25.06.2024 под заголовком «Загораем не только на пляжах».


Комментарии