Расшевелить болото. Каким будет ИТМО Хайпарк в городе-спутнике Южный
Пока там только стенды с вдохновляющими картинками - до конца года должны пройти экспертизы и общественные слушания, первые здания появятся в первом квартале 2022 года, весь проект должен быть завершен в 2027-м. Ректор вуза Владимир Васильев на первой публичной презентации ИТМО Хайпарка в Пушкинском районе сравнил кампус с университетом Бен-Гуриона, даром что тот появился больше полувека назад. Но в пустыне. Как Хайпарк вырастет «на болоте».
ФОТО АВТОРА
Это не «Сколково-2»
«45 минут до исторического центра Петербурга». «Больше 3600 студентов и аспирантов будут учиться в ИТМО Хайпарке, из них 22% - иностранные». «12 тысяч новых рабочих мест». Такие указатели стоят вдоль условной тропы в поле, где проходил выездной ученый совет вуза. Съезжали с Киевского шоссе, натягивали желтые калоши, синие непромокайки и шествовали 700 метров к большим шатрам.
Среди профессуры ИТМО и в маске легко узнавался Дмитрий Озерков: не технарь, искусствовед, зав. отделом современного искусства в Эрмитаже даже снялся в презентационном фильме.
ИТМО Хайпарка. Технический вуз осваивается в гуманитарной сфере, два года назад запустил первую в России международную магистратуру по «Арт энд Сайенс», делает вылазки на территорию медицины, пищевых технологий и урбанистики. На сегодня ИТМО - семикратный чемпион мира по программированию, входит в мировой топ-100 по предмету «Автоматизация и управление», в топ-250 рейтинга World University Rankings в «Электротехнике и электронике», занимает 74-ю позицию в университетском рейтинге THE по направлению «Компьютерные науки».
- Сразу хочу сказать: проект часто называют «Сколково-2». Это не «Сколково-2», такая модель еще не реализовывалась в России, - начинает заседание Владимир Васильев.
- Это проект, значимый не только для города, а для страны в целом, - комментирует глава комитета по инвестициям Роман Голованов.
ИТМО Хайпарк будет состоять из трех частей. Первая - новый кампус: учебный корпус, общежития, студенческий клуб, спорткомплекс, паркинги. Бакалавриат и фундаментальная наука остаются «в городе» (у вуза несколько зданий, основное - у станции метро «Горьковская»). В Пушкинском районе разместятся магистратура, аспирантура и прикладная наука.
Вторая часть - технологическая долина в статусе инновационного научно-технологического центра: такие создаются по федеральному закону 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах», пока их два - «Воробьевы горы» в Москве и сочинский «Сириус». Здесь наукоемкий бизнес, став резидентом, будет подпитываться кадрами и получит экономические льготы.
Третья часть - бизнес-парк. Он сфокусируется на урбанистике, информационно-коммуникационных технологиях и обработке данных.
Бюджет всего ИТМО Хайпарка- 41 млрд рублей. Из них 21,8 млрд - федеральные деньги, 4,8 млрд - городские, 14,4 млрд - частные.
- И техдолина, и бизнес-парк будут строиться на частные инвестиции, - отмечает Владимир Васильев. - Будущие резиденты не только крупные компании, которые конкурентны на глобальном рынке, но также и стартапы, и бизнес-инкубаторы.
Каким будет новый кампус ИТМО, решалось в международном конкурсе: из 23 архитектурных бюро в финал вышло четыре, международное жюри выбрало предложение известного британского бюро Allies and Morrison. Привязку к российским нормативам строительства делало архитектурное бюро RTDA (основано россиянами и немцами), в прошлом году это архитектурно-планировочное решение победило в номинации престижного мирового конкурса A"Design Award & Competition. Уже на этапе конкретного проектирования (т. е. переносе проекта с бумаги в реальность) работает известная петербургская «Студия 44» Никиты Явейна.
Пока хоть что-то не появится «из-под земли», т. е. пока не начнется строительство, «будет казаться, что здесь грязь и ничего нет», говорит гендиректор ИТМО Хайпарка Андрей Назаров. Но, уверяет, уже многое сделано. В 2020 году задача - завершить проектирование, пройти конкурсные процедуры и договориться с подрядчиками.
Пока, говорит Назаров, несмотря на сложности 2020 года, в целом не выбиваются из графика.
Основная трудность - с общественными слушаниями: из-за пандемии массовые собрания не допускались. Надеются, со снятием запрета слушания состоятся. Монополисты «Водоканал» и «Ленэнерго», по словам Назарова, обязались к концу 2021 года провести к границам территории всю инженерию.
Развитие за счет интеллекта
Владимир Васильев полагает, что ИТМО Хайпарк станет «системообразующей частью» города-спутника Южный. Притом что Южный - это 2 тыс. га, а Хайпарк - 87 га.
- Участие ИТМО играет приоритетную роль, определяющую,- согласен председатель совета директоров ООО «Город-спутник Южный» Захар Смушкин (он также член наблюдательного совета ИТМО).
По словам Смушкина, в качестве обитателей территории города-спутника рассматривались и другие вузы, но ему по душе постоянная неудовлетворенность ИТМО и «его понимание, что в нынешней конструкции университета, без гуманитарной составляющей, без наличий каких-то других подходов, невозможно найти форму, адекватную будущему»: ИТМО ему импонирует как «редкий пример развития, которое осуществляется не за счет кого-то, а за счет себя».
Смушкину не очень нравится слово «уникальный» в применении к проекту (притом что произносит он его часто):
- Уникальность - плохо прогнозируемая величина. Мы настолько, к сожалению, в России подотстали, что создание таких мест само по себе носит уникальный характер. Даже в таком городе, как Петербург, ничего подобного нет. Давайте не будем делать уникальность ради уникальности, а будем просто в авангарде. И помогать тем, кто способен создавать уникальное.
Миссия ИТМО Хайпарка так и заявлена: «Раскрытие потенциала человека». Заявленное видение проекта - «Экосистема для роста талантов, качества жизни и капиталов».
Петербург, к слову, преподнес «уникальность», которая не вызвала восторг у застройщиков:
- Практически нет городов в России, где генплан принимается так долго и тяжело, - сетует Захар Смушкин.
Напомним, общественность несколько лет отбивала от застройки северо-восточную часть будущего города-спутника: там Кондакопшинское болото, из которого подпитываются речки Славянка и Кузьминка. В январе 2020 года комиссия по генплану отнесла болото к категории рекреационно-природных территорий, но гендиректор компании «Город-спутник Южный» Сергей Хромов подчеркивает: еще до того застройщики «пошли навстречу городу и экологам /.../ В результате диалога мы договорились, что мы территорию застраивать не будем, а это, чтобы вы понимали, порядка 600-700 тыс. кв. м жилья. Сейчас рассматривается вопрос размещения на этой территории тематического парка, круглогодичного».
Относительно транспортной доступности и города-спутника, и Хайпарка, уверяет Хромов, все обеспечено: выход на федеральную трассу Киевское шоссе, близость к Московскому шоссе и платной автодороге до Москвы, недалеко ж/д станция Лесное. В перспективе на 2024 - 2027 годы с правительством обсуждается строительство ветки метро с конечной станцией в городе-спутнике.
Проект ИТМО Хайпарка уже получил положительную экспертизу Минобрнауки и Минэкономразвития, но из-за некоторых изменений в правилах представления проектов нужны определенные дополнения («они не касаются сути проекта», говорит Васильев). Осенью пакет документов поступит в правительство РФ.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6753) от 01.09.2020 под заголовком «Расшевелить болото».
Комментарии