Пять минут до чуда. На Манежной площади открылась главная Рождественская ярмарка
Проскочить вход на эту ярмарку с Невского проспекта, не заметив, невозможно: в «устье» Малой Садовой на высоком постаменте гостей вновь встречают яркие световые скульптуры героев сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» Мари и Франца (на фоне замка, подаренного детям их крестным Дроссельмейером), за ними по обеим сторонам иллюминированных арок — увешанные гирляндами ряды домиков-прилавков с разнообразной снедью и красивыми игрушками-безделушками, с разных сторон льется новогодняя музыка и все более плотной становится вливающаяся в улицу, ведущую на Манежную площадь, людская река. Главная Рождественская ярмарка заработала здесь с полудня 17 декабря уже в семнадцатый раз.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Перед входом на ярмарку крутятся коммерсанты с голубями — предлагают сфотографироваться на память. Собственно говоря, голуби и оказались единственным пунктом развлекательной программы, предлагаемым на этой ярмарке за деньги. Все остальное — анимация, катание на карусели и новогоднем поезде, мастер-классы для детей, каток — бесплатно (прокат коньков тоже бесплатный, требуется лишь залог).
Рядом с расписанными вручную нарядными елочными шарами, приехавшими из Великого Новгорода, до боли знакомые простенькие советские украшения-шишки:
— Предприятие давно закрылось, а на складе запасы шишек остались. Их, между прочим, хорошо берут, — рассказывает продавец.
Идем дальше. Мясные деликатесы. Грибы соленые и сушеные. Варенье. Рыба с Ямала (для тех, кому незнакомо слово «щекур», в скобках поясняют — «чир»). Гирлянды. Нарядные свитера с оленями. Неподалеку «монгольский домик» — здесь продают вязаные вещи из пуха яка, верблюжьей шерсти и кашемира. И хотя все это выглядят скромненько и буднично — ни тебе рисунков, ни узоров, ни ярких красок, — теплые рукавички разлетаются как горячие пирожки.
— А эти веники у вас для антуража? — интересуется дама в шляпе.
— Нет, они для бани…
У входа на Манежную площадь (где вырос сказочный средневековый городок из декораций) — фотозона с часами, стрелки на которых показывают без пяти минут двенадцать. Им в унисон над площадью разносится «Песенка про пять минут» в исполнении девичьего ансамбля.
Мама-фотограф на какое‑то время теряет из вида шустрого сыночка, убежавшего вперед. Догнав, выговаривает ему:
— Саша, ну куда ты ушел? Я же смотрю в фотоаппарат, тебя не вижу!
Серьезный малютка отвечает:
— А ты не смотри в фотоаппарат, смотри за мной!
На главной сцене идет игра-представление — Мари и Франц учат ребятишек и взрослых степенным бальным танцам своего времени и раздают призы за правильные ответы на хитрые вопросы. Сколько новогодних блюд традиционно должно быть на столе? Когда отмечают православное Рождество и когда католическое? Что является символами Рождества помимо елки? Какое дерево считается рождественским у нас, а какое в Америке? Участники викторины все больше пользуются подсказками мам-болельщиц.
Возле главной елки шумно и весело — Дед Мороз со Снегурочкой играют с малышней в «Буги-вуги» и также экзаменуют аудиторию на готовность к Новому году. Как выясняется, к нему пока готовы немногие из дошколят — по крайней мере стихи у большинства еще не выучены. Зато поговорить с дедушкой и внучкой и как‑нибудь выступить хотят все.
— Кто уже нарядил дома елку? — спрашивает волшебный старик. Ответом ему — лес рук.
— А кто не нарядил?
Опять тянут руки практически все…
Вертлявую девчушку в розовом комбинезоне и шапке с двумя помпонами бабушка и мама оттаскивают от елки за руки, а она упирается:
— Кир, ну пойдем в другое место, мы уже не можем тут… Пойдем купим леденец — такой же, как эти фонари.
Впереди семья из трех человек не по‑детски закупается леденцами, фигурными печеньицами на палочках и яблоками в карамельной глазури (взяли пару десятков, не меньше).
— Зубы не боишься испортить? — спрашиваю розовощекого довольного мальчишку лет шести.
— А я буду в день по штуке съедать! — отвечает.
— Арсений… — укоризненно смотрит на сына папа.
— Ой, нет, конечно! — моментально поправляется тот. — Это мне, это маме и папе, это бабуле с дедулей, а вот эти Арине и Ване, они дома болеют…
Фуд-корт и фуд-траки бодро торгуют горяченьким — трдельниками, хот-догами, картошкой фри, какао, кофе и глинтвейнами «Душевный» и «Сам Мороз варил».
Явно подмерзающие родители ведут детей в домик ремесел — там проходят мастер-классы по росписи елочных шаров и изготовлению рождественских свечей.
К домику Деда Мороза выстроилась очередь — поговорить с глазу на глаз с волшебником хотят многие. Причем не только о подарках.
Пацаненок лет трех-четырех оглядывает скудно меблированные дедушкины «хоромы» и, пропустив мимо ушей вопрос, хорошо ли он себя вел в этом году, сам засыпает старика встречными вопросами:
— А где ты спишь? А что ты ешь? А где игрушки? Ты их сам делаешь?..
Сгущаются сумерки, и рождественские звезды, запутавшиеся в ветвях деревьев, сияют все более ярко и как‑то даже победительно. Сгущаются, растут и очереди на аттракционы — красивейшую венецианскую карусель и сияющий огнями новогодний поезд.
Мама Алиса ведет уставших сыновей Даню и Савву домой.
— Мы здесь рядом живем, поэтому каждый год гуляем по ярмарке чуть ли не ежедневно, — рассказывает Алиса. — Нынче здесь все то же самое, что было и в прошлом году, — те же украшения, фигуры, паровозик, карусель, программы, каток. И торговля вся та же… Мне кажется, несколько лет назад ярмарка была больше и интереснее… Но моим детям все равно здесь нравится. Сегодня мы просто так погуляли, завтра с Дедом Морозом и Снегурочкой поиграем — программы же повторяются. А потом сходим на горку, которая возле Дворцовой…
— А нам нравится, что тема ярмарки снова про «Щелкунчика», — подключается к разговору бабушка, которая ведет на каток сразу трех внучек. — Это самая красивая и самая новогодняя сказка. Мы и на балет «Щелкунчик» ходим с девочками регулярно — тут ведь повторы никого не смущают. Эта сказка и эта музыка создают новогоднее настроение.
Хлоп! Неподалеку девочка-подросток, поскользнувшись, падает навзничь. Сама вроде не ушиблась, но чуть не плачет: приземлилась аккуратно на кофр со скрипкой за спиной.
— Мне с урока сказали сразу домой идти, а я сюда завернула… Вдруг она сломалась?..
Да, песочка бы здесь подсыпать не помешало: ловушки для зевак — отполированные тысячами ног ледяные линзы — темнеют повсеместно. И все больше посетителей вместо того, чтобы любоваться организованной для них красотой, смотрят исключительно себе под ноги, опасаясь падения. Получить травму перед Новым годом прямо на Рождественской ярмарке — та еще радость…
Впрочем, настроение у народа, судя по всему, уже предпраздничное. Снег летит с неба тоже вполне себе новогодний, и песня звучит в тему: «Такого снегопада, такого снегопада давно не знали здешние места…». Кто‑то в толпе посетителей ярмарки неожиданно выкрикивает:
— А теперь все вместе!
Люди вокруг с готовностью подхватывают хором:
— А снег не знал и падал…
Застывшие на ярмарочных часах стрелки показывают без пяти минут Новый год. Но мы‑то знаем, что до праздника еще куча времени — почти две недели. Успеем, если постараемся, запастись соответствующим настроением, наготовить подарков, сюрпризов и маленьких чудес для своих детей, родителей, родных и друзей.
Как в песне: «Даже в эти пять минут можно сделать очень много!».
КСТАТИ
Главная Рождественская ярмарка будет работать ежедневно с 12.00 до 21.00 до 9 января 2023 года (1 января — с 14.00). Заработал также каток на Конюшенной площади. С 29 декабря по 15 января Ледовый театр Санкт-Петербурга под управлением Елены Бережной будет показывать там ежедневные сказочные представления для детей, в свободное от шоу время каток открыт для катания на коньках.
Комментарии