Пять лет тишины. Каковы перспективы строительства метро в Петербурге?

С началом весны проблемы петербургского ОАО «Метрострой» вновь обострились: в первые дни марта судебные приставы появились на двух производственных площадках компании и начали вывозить арестованное за долги оборудование. А за пару недель до этого из-за секвестра бюджета еще на год были сдвинуты сроки сдачи в эксплуатацию трех новых станций метрополитена. «Горный институт», «Юго-Западную» и «Путиловскую» теперь планируют открыть только в декабре 2024-го.

Пять лет тишины. Каковы перспективы строительства метро в Петербурге? | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Напомним, самые новые станции Петербургского метрополитена - три вестибюля Фрунзенского радиуса: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Они приняли первых пассажиров в октябре 2019 года. Затем двери в подземном строительном экспрессе как будто заклинило: теперь пять лет он будет нестись, точнее, плестись, без новых остановок. Кроме того, в 2024 год с высокой степенью вероятности поезд прибудет с новой компанией на борту.

Как наша газета сообщала, в рамках дела о банкротстве в отношении «Метростроя» арбитражным судом в феврале 2020 года введена процедура наблюдения. Очередное заседание суда назначено на 6 апреля. Однако кредиторы торопят, и судебные приставы уже начали изымать оборудование для погашения долгов: бульдозеры, экскаваторы, автокраны. Появились приставы на двух площадках предприятия: «УПТК филиал ОАО «Метрострой» на Расстанной улице и «Управление механизации - филиал ОАО «Метрострой» на улице Маршала Говорова.

- Были изъяты некоторые машины и механизмы, не задействованные непосредственно в строительных работах. И это никак не скажется на выполнении ОАО «Метрострой» своих контрактных обязательств по прокладке новых линий метрополитена,- пообещали нашей газете в «Метрострое».

Действительно, под землю судебные приставы не полезли, и основное производственное оборудование по-прежнему в работе. Хотя не все оно - в петербургских тоннелях. Самый производительный проходческий комплекс - «Надежда», тот, который пробивал двухпутные тоннели на Фрунзенском радиусе, а затем на Васильевском острове при строительстве станции «Новокрестовская» (ныне «Зенит»), теперь работает в Москве. В «Метрострое» объясняют заключение контракта и перевозку щита в столицу тем, что в Петербурге для него не было работы. Во-первых, по причине недофинансирования, во-вторых, потребовалась корректировка проекта продолжения зеленой ветки дальше на север - от «Беговой» до «Планерной». Именно в этом направлении планировали запустить подземный щит после завершения им проходки на участке от «Приморской» до «Новокрестовской».

Однако вот уже два года петербургское метростроение пребывает без «Надежды». В мае 2021-го столичный контракт проходческого комплекса завершается. Можно было бы «Надежду» вернуть, однако в строительных планах по пробивке петербургских линий он не значится.

- Нужно также иметь в виду, что эксплуатационный ресурс этого проходческого щита на исходе. Он проложил около 9 километров подземных путей в Петербурге, а теперь еще 3 километра в Москве. Конечно, многое зависит от того, насколько хорошо его обслуживали, вовремя ли заменяли режущий инструмент, шарошки. При бережной эксплуатации комплекс еще мог бы поработать, - пояснил эксперт редакции Валерий Кузнецов, до недавнего времени возглавлявший управление механизации «Метростроя».

Впрочем, на предприятии заявили, что, к примеру, ясиноватские проходческие щиты, которые родом с Украины, работают еще с 1980-х годов. Свой эксплуатационный ресурс они точно выработали, и уже давно. «Всегда можно как-то подремонтировать, заменить изношенные узлы, и таким образом продлить срок службы механизмов», — считают на предприятии. Но даже если «Надежда» вернется из командировки, работы в Петербурге для нее нет. В первую очередь - из-за отсутствия финансирования.

Тем не менее находящееся под процедурой банкротства ОАО «Метрострой» продолжает ни шатко ни валко работать - в соответствии с выделенным финансированием. Как уже сказано, сроки завершения строительства участков Красносельско-Калининской ветки со станциями «Юго-Западная» и «Путиловская» и Лахтинско-Правобережной линии с «Горным институтом» перенесли на 15 декабря 2024 года. Можно вспомнить, что «Горный институт» - еще одну станцию на Васильевском острове - первоначально планировали открыть еще в 2019 году. Но, как говорится, проехали. При этом станцию «Театральная» - между «Спасской» и «Горным институтом» - планируют ввести в эксплуатацию еще на год позже - в 2025-м, и это в лучшем случае.

О дальнейших перспективах открытия новых станций петербургской подземки говорить совсем сложно, так как еще непонятно, кто их будет строить. На замену «Метростроя», предприятия с 80-летней историей, в Петербурге создается новая компания по строительству линий и станций подземки - «Метрострой Северной столицы» с 65-процентной долей в уставном капитале у города. Однако как и в какие сроки пройдет передача объектов от одной компании к другой и состоится ли она вообще, остается под большим вопросом.

Тем не менее в правительстве Петербурга разработана перспективная схема развития метрополитена. В приложении к документу представлены планируемые сроки строительства и ввода в эксплуатацию новых станций метро, шахт и вестибюлей. В программе фигурирует, в частности, второй вестибюль станции «Балтийская», по прежним срокам он должен быть открыт не позднее 2024 года. Есть в схеме и станция метро в Кудрове, а также «Шуваловский проспект», которые планировали построить к концу нынешней пятилетки.

Проект продолжения Красносельско-Калининской ветки, соединяющей юг и северо-восток города, включает станции «Обводный канал-2», «Боровая», «Заставская», «Броневая», по прежним планам их собирались открыть в 2027 году. Это вторая очередь новой коричневой линии - после участка от «Юго-Западной», строящейся на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова, до «Путиловской», вестибюль которой сооружают на улице Васи Алексеева.

На 2027 год был запланирован ввод второго вестибюля «Приморской». На 3 года позднее, в 2030-м, намечали открыть станции «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова», а также «Улица Доблести», «Петергофское шоссе», «Брестская» и «Сосновая Поляна» коричневой ветки. Остальные станции Красносельско-Калининской линии должны будут сдать не позднее чем в 2033 году. Однако еще раз отметим: сегодня о датах открытия новых станций метро в Петербурге говорить особого смысла нет. Перспективная схема развития подземки есть, а сроки отсутствуют. Если они и называются, то исключительно как ориентировочные.

- Самое грустное в переносе сроков открытия новых станций еще на год даже не в том, что жителям таких густонаселенных районов, как юго-запад и Васильевский остров, по-прежнему придется обходиться без метро. Гораздо хуже то, что город теряет ценные кадры. Финансирования нет, резко сокращается фронт работ. В результате «Метрострой» будет вынужден уменьшать численность работников. А ведь это специалисты, которых не так просто найти. Других метростроителей у нас в городе нет. Сегодня даже трудно представить, как будет восстанавливаться кадровый состав строителей подземки. А ведь еще совсем недавно это была одна из крупнейших сфер деятельности в Ленинграде - Петербурге, обеспечивающая рабочими местами, в том числе на сопутствующих предприятиях, десятки, если не сотни тысяч человек, - подчеркивает руководитель Тоннельной ассоциации Северо-Запада Сергей Алпатов.

#Петербургский метрополитен #метро #Метрострой

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (6889) от 25.03.2021 под заголовком «Туман в тоннелях метро».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.