В ожидании подземки. Почему перенесли сроки открытия новых станций метро?

В феврале в Петербурге в очередной раз перенесли сроки открытия сразу нескольких станций метрополитена – на этот раз с 2023-го на 2024 год. Горожане расстроились, но уже не удивились – строительство станций у нас постоянно переносится в отдаленное светлое будущее. И связано это не столько с ковидным секвестрированием бюджетных средств, сколько с неразберихой, вызванной наличием сразу двух «Метростроев».

В ожидании подземки. Почему перенесли сроки открытия новых станций метро? | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Напомним, компания с 70-летней историей ОАО «Метрострой» проходит процедуру банкротства, а ей на смену должно прийти новое предприятие – «Метрострой Северной столицы». Уставный капитал города в новой компании составит 65%. С таким статусом эта компания представлена в списке организаций с участием городских властей, опубликованном в феврале. Процессу передачи функций старт уже дан, но вот финиш пока в тумане.

Сейчас тоннели и станции петербургской подземки продолжает строить ОАО «Метрострой». В его уставном капитале доля города тоже довольно значительная: 21% акций владеет комитет имущественных отношений, еще 25% – у ГУП «Петербургский метрополитен», что в сумме составляет 46%. Полтора года назад Смольный намеревался увеличить городскую долю уставного капитала предприятия до 51%, чтобы иметь при себе контрольный пакет акций. Однако то ли чиновники не сумели договориться с другим основным акционером – семьей Александровых, то ли в Смольном передумали.

Сейчас понятно, что администрация города решила пойти другим путем. Для строительства метро создается новая компания, а относительно ОАО «Метрострой» запущена процедура банкротства. В данный момент на предприятии введена процедура наблюдения. При этом временный управляющий пытается взыскать 5 миллиардов рублей с бывших директоров «Метростроя», Вадима и Николая Александровых. Этот вопрос вместе с иском о банкротстве рассматривается Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти, очередное заседание назначено на 6 апреля. В этот день суд может вынести решение о переходе ко второй стадии процедуры банкротства ОАО «Метрострой» – введению конкурсного управления.

Таким образом, юридическая составляющая процесса вполне регламентирована. А вот как на практике будут передаваться недостроенные тоннели и станции от одной организации другой – большой вопрос.

– Если процедура не будет формальной и работы остановят, то возникнет необходимость разрабатывать проект консервации всех объектов. Чтобы с уходом людей и техники не произошло обрушений в тоннелях, их не затопило и все оставалось в сохраненном состоянии. Это весьма дорогостоящая работа, и, конечно же, она скажется на сроках сдачи объектов в эксплуатацию, – пояснил исполнительный директор Тоннельной ассоциации Северо-Запада Сергей Алпатов.

Собственно, сроки уже перенесли. В феврале городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил, что станции «Юго-Западная» и «Путиловская» новой, 6-й, ветки метрополитена и «Горный университет» на Васильевском острове будут запущены в эксплуатацию на год позже – в конце 2024 года.

Не менее сложный вопрос, кто и на каком оборудовании будет работать в новой компании. Покупка современного оборудования по прокладке тоннелей, в том числе дорогостоящих проходческих комплексов, обойдется в сотни миллионов рублей, если не в миллиарды.

– Значительную часть механизмов, используемых при проходке, мы проектировали сами и производили в цехах управления механизации «Метростроя». Однако сейчас вряд ли это получится, значительная часть квалифицированных рабочих уволились. Новой компании придется использовать оборудование, которое в данный момент в работе. Большая часть этого оборудования заложена, как и ряд других активов ОАО «Метрострой». Видимо, проходческие щиты и другие механизмы придется выкупать, – считает эксперт редакции Валерий Кузнецов, до недавнего времени возглавлявший управление механизации «Метростроя».

Если оборудование и механизмы производятся или покупаются, то кадры не купишь. Сохранить то, что осталось, – самая главная задача.

– Проходчики, маркшейдеры – это специалисты, которых за год-два не подготовишь. Тем более нужно помнить, что в Петербурге специфические условия прокладки тоннелей метрополитена. Вахтовиков из других регионов можно привлечь только на вспомогательные операции. Необходимо сохранить те кадры, которые имеем, других метростроителей в городе нет, – утверждает Сергей Алпатов.

Таким образом становится понятно, что возможности маневра у новой компании тоже крайне ограничены. При банкротстве ОАО «Метрострой» необходимо в кратчайшие сроки, в течение двух-трех недель, переоформить имеющихся специалистов на работу на новом предприятии. Если они, конечно, согласятся.

– Метростроение и освоение подземного пространства – уникальная специальная отрасль, ее можно рассматривать как одно из достояний нашего города. При этом специалистов по строительству метро именно глубокого заложения, кроме как в Петербурге, нигде больше нет – ни в нашей стране, ни в мире. К примеру, в Москве сегодня прокладывают линии исключительно мелкого заложения, – напоминает доктор технических наук Константин Безродный.

Сроки, когда приступит к прокладке тоннелей и строительству станций метрополитена в Петербурге компания «Метрополитен Северной столицы», не называются. Процесс только запущен. Пока нет решения и Арбитражного суда, хотя судебное производство открыто еще в 2019 году.

– Новой компании необходимо будет поэтапно решить несколько весьма затратных по времени и деньгам вопросов. Во-первых, выкупить у банков закладные на оборудование, без проходческих комплексов пробивать тоннели будет нечем. Во-вторых, решить кадровый вопрос, в том числе в подборе управляющего персонала, который имел бы достаточную квалификацию в метростроении. В-третьих, создавать все необходимые структуры. Наконец, необходимо определиться со зданиями и помещениями для управленческого персонала. Не в палатках же им сидеть, – рассказал о возможном порядке действий Валерий Кузнецов.

Ну а пока новая компания будет решать все эти вопросы, открытие новых станций так и будет откладываться и откладываться. Очевидно, и 2024 год далеко не предел – последуют и новые переносы. Что до станций, открытие которых было запланировано на более поздний срок, то их введения в эксплуатацию, похоже, придется ждать десятилетиями...

#метро #строительство метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (6872) от 01.03.2021 под заголовком «В подземке переводят стрелки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.