Пять лет тишины. Каковы перспективы строительства метро в Петербурге?
С началом весны проблемы петербургского ОАО «Метрострой» вновь обострились: в первые дни марта судебные приставы появились на двух производственных площадках компании и начали вывозить арестованное за долги оборудование. А за пару недель до этого из-за секвестра бюджета еще на год были сдвинуты сроки сдачи в эксплуатацию трех новых станций метрополитена. «Горный институт», «Юго-Западную» и «Путиловскую» теперь планируют открыть только в декабре 2024-го.
ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС
Напомним, самые новые станции Петербургского метрополитена - три вестибюля Фрунзенского радиуса: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Они приняли первых пассажиров в октябре 2019 года. Затем двери в подземном строительном экспрессе как будто заклинило: теперь пять лет он будет нестись, точнее, плестись, без новых остановок. Кроме того, в 2024 год с высокой степенью вероятности поезд прибудет с новой компанией на борту.
Как наша газета сообщала, в рамках дела о банкротстве в отношении «Метростроя» арбитражным судом в феврале 2020 года введена процедура наблюдения. Очередное заседание суда назначено на 6 апреля. Однако кредиторы торопят, и судебные приставы уже начали изымать оборудование для погашения долгов: бульдозеры, экскаваторы, автокраны. Появились приставы на двух площадках предприятия: «УПТК филиал ОАО «Метрострой» на Расстанной улице и «Управление механизации - филиал ОАО «Метрострой» на улице Маршала Говорова.
- Были изъяты некоторые машины и механизмы, не задействованные непосредственно в строительных работах. И это никак не скажется на выполнении ОАО «Метрострой» своих контрактных обязательств по прокладке новых линий метрополитена,- пообещали нашей газете в «Метрострое».
Действительно, под землю судебные приставы не полезли, и основное производственное оборудование по-прежнему в работе. Хотя не все оно - в петербургских тоннелях. Самый производительный проходческий комплекс - «Надежда», тот, который пробивал двухпутные тоннели на Фрунзенском радиусе, а затем на Васильевском острове при строительстве станции «Новокрестовская» (ныне «Зенит»), теперь работает в Москве. В «Метрострое» объясняют заключение контракта и перевозку щита в столицу тем, что в Петербурге для него не было работы. Во-первых, по причине недофинансирования, во-вторых, потребовалась корректировка проекта продолжения зеленой ветки дальше на север - от «Беговой» до «Планерной». Именно в этом направлении планировали запустить подземный щит после завершения им проходки на участке от «Приморской» до «Новокрестовской».
Однако вот уже два года петербургское метростроение пребывает без «Надежды». В мае 2021-го столичный контракт проходческого комплекса завершается. Можно было бы «Надежду» вернуть, однако в строительных планах по пробивке петербургских линий он не значится.
- Нужно также иметь в виду, что эксплуатационный ресурс этого проходческого щита на исходе. Он проложил около 9 километров подземных путей в Петербурге, а теперь еще 3 километра в Москве. Конечно, многое зависит от того, насколько хорошо его обслуживали, вовремя ли заменяли режущий инструмент, шарошки. При бережной эксплуатации комплекс еще мог бы поработать, - пояснил эксперт редакции Валерий Кузнецов, до недавнего времени возглавлявший управление механизации «Метростроя».
Впрочем, на предприятии заявили, что, к примеру, ясиноватские проходческие щиты, которые родом с Украины, работают еще с 1980-х годов. Свой эксплуатационный ресурс они точно выработали, и уже давно. «Всегда можно как-то подремонтировать, заменить изношенные узлы, и таким образом продлить срок службы механизмов», — считают на предприятии. Но даже если «Надежда» вернется из командировки, работы в Петербурге для нее нет. В первую очередь - из-за отсутствия финансирования.
Тем не менее находящееся под процедурой банкротства ОАО «Метрострой» продолжает ни шатко ни валко работать - в соответствии с выделенным финансированием. Как уже сказано, сроки завершения строительства участков Красносельско-Калининской ветки со станциями «Юго-Западная» и «Путиловская» и Лахтинско-Правобережной линии с «Горным институтом» перенесли на 15 декабря 2024 года. Можно вспомнить, что «Горный институт» - еще одну станцию на Васильевском острове - первоначально планировали открыть еще в 2019 году. Но, как говорится, проехали. При этом станцию «Театральная» - между «Спасской» и «Горным институтом» - планируют ввести в эксплуатацию еще на год позже - в 2025-м, и это в лучшем случае.
О дальнейших перспективах открытия новых станций петербургской подземки говорить совсем сложно, так как еще непонятно, кто их будет строить. На замену «Метростроя», предприятия с 80-летней историей, в Петербурге создается новая компания по строительству линий и станций подземки - «Метрострой Северной столицы» с 65-процентной долей в уставном капитале у города. Однако как и в какие сроки пройдет передача объектов от одной компании к другой и состоится ли она вообще, остается под большим вопросом.
Тем не менее в правительстве Петербурга разработана перспективная схема развития метрополитена. В приложении к документу представлены планируемые сроки строительства и ввода в эксплуатацию новых станций метро, шахт и вестибюлей. В программе фигурирует, в частности, второй вестибюль станции «Балтийская», по прежним срокам он должен быть открыт не позднее 2024 года. Есть в схеме и станция метро в Кудрове, а также «Шуваловский проспект», которые планировали построить к концу нынешней пятилетки.
Проект продолжения Красносельско-Калининской ветки, соединяющей юг и северо-восток города, включает станции «Обводный канал-2», «Боровая», «Заставская», «Броневая», по прежним планам их собирались открыть в 2027 году. Это вторая очередь новой коричневой линии - после участка от «Юго-Западной», строящейся на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова, до «Путиловской», вестибюль которой сооружают на улице Васи Алексеева.
На 2027 год был запланирован ввод второго вестибюля «Приморской». На 3 года позднее, в 2030-м, намечали открыть станции «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова», а также «Улица Доблести», «Петергофское шоссе», «Брестская» и «Сосновая Поляна» коричневой ветки. Остальные станции Красносельско-Калининской линии должны будут сдать не позднее чем в 2033 году. Однако еще раз отметим: сегодня о датах открытия новых станций метро в Петербурге говорить особого смысла нет. Перспективная схема развития подземки есть, а сроки отсутствуют. Если они и называются, то исключительно как ориентировочные.
- Самое грустное в переносе сроков открытия новых станций еще на год даже не в том, что жителям таких густонаселенных районов, как юго-запад и Васильевский остров, по-прежнему придется обходиться без метро. Гораздо хуже то, что город теряет ценные кадры. Финансирования нет, резко сокращается фронт работ. В результате «Метрострой» будет вынужден уменьшать численность работников. А ведь это специалисты, которых не так просто найти. Других метростроителей у нас в городе нет. Сегодня даже трудно представить, как будет восстанавливаться кадровый состав строителей подземки. А ведь еще совсем недавно это была одна из крупнейших сфер деятельности в Ленинграде - Петербурге, обеспечивающая рабочими местами, в том числе на сопутствующих предприятиях, десятки, если не сотни тысяч человек, - подчеркивает руководитель Тоннельной ассоциации Северо-Запада Сергей Алпатов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (6889) от 25.03.2021 под заголовком «Туман в тоннелях метро».
Комментарии