Путник не случайный. Как Борис Кириков писал трехтомник о петербургском модерне

17 сентября — сорок дней как ушел Борис Кириков, историк петербургской архитектуры. Как‑то он заметил о себе поэтической строкой: «Здесь знаю каждый дом / До трещин на стекле».

Путник не случайный. Как Борис Кириков писал трехтомник о петербургском модерне | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

«Кирикова не хватает: идешь по улице, обращаешь внимание на мелкую деталь на фасаде петербургского дома. А спросить про нее не у кого», — говорит Антон Вознесенский, руководитель издательского дома «Коло», в котором выходили многие книги Бориса Михайловича. И продолжает: «Никогда не слышал от него жалоб. Он умел собой владеть, был сдержанным человеком. Лишь когда к его 70‑летию мы выпустили сборник из семидесяти его стихотворений «Осень», стало ясно, что кроме архитектуры Кирикова волнует многое».

Выбираю строчки почти наугад: «И российское наше «ага» / Мне приятней, чем ихний «о’кей». Или чеканное: «Архитекторы прошлого / Формы зданий гранили, / А инвесторы пошлые / Все теперь разгромили».

Вознесенский вспоминает, как в середине 1990‑х годов он, начинающий издатель, записался на прием к Кирикову, который тогда работал заместителем председателя КГИОП. Отстояв очередь, вошел в кабинет и сообщил: «Слышал, что у вас есть рукопись об архитектуре петербургского модерна. А я — издатель. Мы должны помочь друг другу». Кириков воспринял предложение доброжелательно: разговор происходил задолго до его нынешней славы автора многочисленных книг о Петербурге.

Однако выяснилось, что рукописи еще нет. Существует план книги — рассказать о 25 особняках и 25 доходных домах, построенных в стиле модерн, а также наброски нескольких текстов. Через 20 лет идея превратилась в трехтомник с множеством иллюстраций, рассказывающий о сотне памятников — особняках, доходных домах и общественных зданиях, построенных в нашем городе на рубеже XIX и XX веков.

«Кириков предложил формат серии коротких очерков, объединенных одним местом и временем. Он рассказывает только об архитектуре. А если требовалась другая информация, например, о том, кто жил в доме, Кириков приглашал соавтора. Так было с книгой про особняк Матильды Кшесинской», — продолжает Вознесенский.

Он был требователен к себе, продолжал работать над рукописью на всех стадиях подготовки издания. Слово «рукопись» надо понимать буквально. Вознесенский вспоминает: «Борис Михайлович приносил в издательство текст, написанный от руки, крупным круглым почерком, с большими полями на каждой странице. И просил прислать ему распечатку. Получив ее, заменял слова, переносил абзацы. И все это без малейшего сочувствия к издательским сотрудникам. Это очень осложняло работу, но мы понимали: от правки текст вы­играет».

Почему Кириков, современный человек, следивший за происходящим в мире, находившийся в центре событий в том, что касалось его профессии, участвовавший во многих общественных советах, категорически отказывался от компьютера, как прежде — от пишущей машинки?

Вознесенский полагает, что работа с написанным от руки позволяла ему лучше видеть и чувствовать текст: менять порядок слов, зачеркивать одно, заменять его на другое, а потом — на третье. Переписывать рукопись по несколько раз Кириков считал нормальной работой. При переиздании книг обязательно вносил правки. В 2003 году к 300‑летию Петербурга вышла книга Кирикова «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга» — серия очерков о ста самых известных городских зданиях и ансамб­лях, построенных за три века. В 2007 году появилось переиздание, расширенное и заново проиллюстрированное. Прошло еще несколько лет, издательство решило повторить книгу. «Хорошо, выведите текст, я еще раз посмотрю», — заметил автор. И полностью ее переписал: в издательской гранке синих чернил от ручки Кирикова было больше, чем черного порошка от принтера.

Все издания трехтомника о модерне отличаются друг от друга: несколькими фразами, иллюстрациями, списком литературы и так далее.

В последние годы Борис Михайлович заинтересовался архитектурой эклектики, в 2019‑м вышла его книга об архитекторе Михаиле Макарове, который спроектировал шесть домов на Невском проспекте. В портфеле редакции находятся две рукописи Кирикова, посвященные двум видным петербургским архитекторам: «Александр фон Гоген. От эклектики к модерну» и «Мариан Перетяткович. От модерна к неоклассике». Вознесенский разрешил полистать обе рукописи. Любителей петербургской архитектуры ждет интересное чтение. Они узнают, где находится первая постройка фон Гогена в стиле модерн. Ее проект был заказан Дмитрием Менделеевым. Почему Музей Александра Суворова расположен именно на том месте, которое предложил архитектор. В книге о Перетятковиче несколько глав будет посвящено конкурсному проектированию. Прошло больше ста лет, а вопрос, нужны ли архитектурные конкурсы, по‑прежнему актуален. Кириков рассказывает об участии Перетятковича в создании музея «Старый Петербург» и размышляет о необходимости воссоздать храм Спас-на-Водах.

В завершение — еще несколько строчек из сборника стихо­творений Кирикова: «И чувствуя, что путник не случайный, / Мне открывают душу / Темные дворы / И подворотни посвящают в тайны».

#книга #память #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7256) от 16.09.2022 под заголовком «Путник не случайный».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.