Путешествие по перронам истории. Музей железных дорог России в Петербурге был открыт 30 октября 2017 года
Октябрь — месяц значимых событий в развитии железнодорожного транспорта в России. К ним относятся: открытие Царскосельской железной дороги общего пользования 30 октября 1837 года, она соединила Санкт-Петербург и Царское Село. 173 года назад состоялось официальное открытие движения по Санкт-Петербургско-Московской железной дороге. В новой истории значимым событием в отрасли считается создание ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») 1 октября 2003 года. К достижениям компании «РЖД» относится открытие Музея железных дорог России в Петербурге. Он был открыт в честь 180-летия железных дорог нашей страны.
ФОТО предоставлено архивом Музея железных дорог России
Сегодня это один из крупнейших европейских музеев, посвященных истории железных дорог. Особенность проекта — сочетание новых зданий, построенных с использованием передовых технологий и материалов, с локомотивным депо бывшей Петергофской железной дороги, которое было полностью реконструировано, но сохранило исторический облик.
На площади почти 100 000 квадратных метров сосредоточена вся 187-летняя история железнодорожной отрасли нашей страны. От первого русского паровоза и развлекательных поездок по Царскосельской железной дороге на концерты в Павловский музыкальный вокзал до грандиозных проектов Транссиба и БАМа, ставших стратегическими артериями страны.
В музее представлено 123 натурных экспоната: паровозы, тепловозы, электровозы, старинные вагоны и другая железнодорожная техника.
Экспозиция дополнена мультимедийными инсталляциями, зонами виртуальной реальности и информационными киосками. У музея есть собственное уникальное мобильное приложение «Музей железных дорог», помогающее посетителям в навигации, предлагающее экскурсии, викторины и множество дополнительной информации. За 7 лет музей посетили более 2 миллионов человек. В 2024 году был установлен рекорд посещаемости — в День России музей принял 14 174 человека.
В народе именуют Музей железных дорог России — «Железнодорожный Эрмитаж».
— Не слишком ли это пафосно? — спрашиваю у директора музея Владимира Алексеевича Одинцова.
— Железные дороги и искусство всегда были связаны тесным образом. И когда в 1830-е годы еще только обсуждался вопрос, нужна ли России железная дорога, — самое активное участие в нем принимали деятели искусства, писатели, поэты. В их числе был и Александр Сергеевич Пушкин, который был сторонником ее строительства. Так что железная дорога давно уже стала частью культуры, а мы стараемся сохранить это с помощью мероприятий, не связанных напрямую с профилем музея. У нас проходят выставки фотографий и живописи, концерты джазовой и классической музыки. Здесь все — от экспонатов до мультимедиаинсталляций и предметов декора — говорит о национальной идентичности. Конечно, это прежде всего локомотивы, которые в разное время водили поезда. А также панорамная картина Павла Яковлевича Пясецкого «Великий Сибирский путь», которая проецируется на экраны в зале «Стрелки времени». Оригинал картины хранится в запасниках Эрмитажа: полотно длиной почти километр, на котором изображено строительство Транссибирской магистрали, выставить в залах Эрмитажа нет возможности, а у нас можно рассмотреть во всех деталях. Это как раз и есть маленькая частица Эрмитажа.
— История музея — это ведь тоже одна из эпох вашей 50-летней трудовой деятельности на Октябрьской железной дороге. Есть ли любимые экспонаты?
— В нашей коллекции все экспонаты уникальны. Так что для меня, как и для каждого сотрудника музея, все они ценны. А вот значимые экспонаты, скажу так, из биографии нашей семьи в музее представлены. Один из них вагон-ледник с установленной на нем скульптурой тормозного кондуктора. Таким кондуктором работал мой дед (по материнской линии), Иванов Степан Степанович. Он служил на железной дороге с конца XIX века, в 1905 году был переведен со станции Дача Долгорукова на станцию Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, где проработал до своей гибели в 1942 году.
После его гибели в семье остался только профсоюзный билет, и я его бережно храню. Планирую передать в наш музей.
Возможно, это и решило мою судьбу в дальнейшем. После школы поступил в ЛИИЖТ (нынешний ПГУПС), а по его окончании был направлен дежурным по путям станции Ленинград-Сортировочный-Московский. 1 октября 1974 года приступил к выполнению своих обязанностей.
И, конечно, важный для меня экспонат — большой макет сортировочной горки. Этот интерактивный макет напоминает посетителям о времени, когда я был главным инженером станции. Тогда и произошел переход от труда башмачников к автоматическим вагонным замедлителям. Станция Ленинград-Сортировочный-Московский была первой на сети советских железных дорог по переходу на автоматическую систему управления замедлением вагонов. Знакомиться с ней приезжали многочисленные коллеги из-за рубежа. Сейчас увидеть башмаки, узнать, как ими пользовались, и даже самостоятельно провести роспуск состава на макете сортировочной горки можно в нашем музее.
Во время учебной практики я застал льдопункт для еще имевшихся в эксплуатации вагонов-ледников. Там их заправляли льдом и после отправляли на загрузку скоропортящимися продуктами. Теперь вагоны-ледники и профессия тормозного кондуктора ушли в историю и увидеть их можно только в Музее железных дорог России.
Из локомотивов я бы выделил маневровые тепловозы ТЭМ1 — также давних товарищей с сортировочной горки. Это настоящие трудяги, которые выполняли огромную работу. В день они распускали 50 – 70 составов. Такие тепловозы строились Брянским машиностроительным заводом с 1958-го по 1968 год. Первый тепловоз серии на Октябрьской железной дороге, ТЭМ1-0026, можно увидеть в наружной экспозиции Музея железных дорог России.
Современная инсталляция «Стрелки времени» представляет собой круг, вращая который, посетитель может «перенестись» в выбранный временной интервал и на восьми гигантских экранах увидеть красочный рассказ об эпохе. Инсталляция находится на месте бывшего поворотного круга в историческом здании депо Петергофской железной дороги. Для меня это место важно, как средоточие жизни железных дорог. Более ста шестидесяти лет назад здесь кипела работа и в стойлах стояли паровозы, сейчас посетители «путешествуют» по перронам истории и будущему стальных магистралей.
— Владимир Алексеевич, какими вы представляете стальные магистрали России в ближайшие 50 лет? И есть планы развития хранилища истории железных дорог?
— На железных дорогах России существуют тысячи профессий. За полвека на Октябрьской железной дороге я освоил более десяти из них. Сейчас я — хранитель истории. Я помню старотипные вагоны и локомотивы, представителей старых профессий. И я вижу современность — инновации на стальных магистралях, а главное — молодежь, которая ходит в наш музей и знакомится с историей. В этих стенах прошлое и будущее отрасли встречаются и сливаются в уникальную экосистему. Наш музей — это не просто стены, это еще и мобильное приложение, создающее цифровую копию музея в виртуальном пространстве. Что будет еще через 50 лет, предположить сложно, но однозначно железные дороги России будут набирать скорость не только на путях, но и в техническом развитии. РЖД уже успешно этим занимаются. Задача музея — сохранить историю железных дорог и писать новую.
В наших планах по развитию музея до 2030 года — выход в топ-10 мест общественно-культурного притяжения Санкт-Петербурга, использование инновационных технологий и решений, а также превращение музея в один из главных просветительских технических и культурных центров страны.
Читайте также:
Первые 28 высокоскоростных составов для ВСМ будут поставлены в 2028 году
Ленинградский вокзал интегрируют. Маршруты подхода пассажиров к платформам временно изменены
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7761) от 02.10.2024 под заголовком «Путешествие по перронам истории».
Комментарии