Провожали всем городом. Как в Петербурге хоронили моряков подлодки «Курск»

12 августа исполняется 20 лет со дня гибели в Баренцевом море атомного подводного крейсера «Курск» и его экипажа – 118 человек. Судьба распорядилась так, что 32 моряка нашли свой вечный покой на Серафимовском кладбище нашего города.

Провожали всем городом. Как в Петербурге хоронили моряков подлодки «Курск» | ФОТО Александра РАУБЕ/ТАСС

ФОТО Александра РАУБЕ/ТАСС

Сегодня нет необходимости описывать подробности той катастрофы и операции по подъему подлодки – они хорошо известны. А вот о том, как в Петербурге были организованы печальные мероприятия, как город, пожалуй, впервые в нашей стране не только демонстрировал, но и формировал нормы должного отношения к морякам, погибшим при выполнении учебно-боевого задания, рассказать стоит. Трагедия объединила всех: городские власти, бизнес, военных, а самое главное – простых петербуржцев. И не только их.

Уже в день официального объявления о катастрофе десятки людей, многие из которых не только не были моряками, но и вообще не имели никакого отношения к флоту, звонили или приходили в офис Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ и предлагали свою помощь. В том числе финансовую. Что оказалось совсем нелишним, поскольку в те годы денежное содержание военных было мизерным. Так, без всякого указания «сверху» возник Общественный фонд памяти АПК «Курск».

Как вспоминает председатель совета клуба капитан 1-го ранга в запасе Игорь Курдин: «На эти деньги клуб организовал отправку родственников моряков в Видяево – пункт базирования «Курска». А самый первый взнос в фонд сделали журналисты – работники корпункта «ОРТ». Через несколько дней в правительстве объявили, что государство поможет семьям погибших, выделив то ли 25, то ли 30 тысяч рублей каждой семье. А у нас к этому времени уже было собрано около миллиона. Приносили все – и старые, и молодые, и военные, и гражданские. От предприятий, от бизнесменов были взносы. Даже иностранные представительства помогали».

Многие, видя, в каком состоянии находились родственники подводников, приносили лекарства, в основном сердечные. В клубе Курдин запаковывал их в коробки и отвозил в «Пулково», где договаривался с летчиками о доставке лекарств в Мурманск. Там самолеты встречали моряки из Видяева и передавали родственникам погибших. Желающих бескорыстно помочь людям, оказавшимся в беде, было очень много.

Не остался в стороне и Смольный. Да и как могло быть иначе в Петербурге – городе морской славы России! Городские власти предложили похоронить моряков на Серафимовском кладбище. И этот выбор был не случаен – здесь традиционно находят вечный покой люди, погибшие при исполнении своего долга. Место для будущего захоронения было выбрано достойное – вблизи храма, рядом с братскими захоронениями блокадников и моряков, погибших в войну.

Правда, не обошлось и без «ложки дегтя». Нашлись те, кто во всем ищет только плохое, кто сам палец о палец не ударил, чтобы помочь родственникам моряков, но решил использовать ситуацию для собственного пиара. Появились публикации о том, что для создания нового мемориала разорили братские захоронения блокадников, а новые могилы будут представлять собой ямы с водой и тому подобное. Все это было ложью. На месте будущего мемориала провели пробное бурение – старых захоронений не обнаружили. А чтобы в выкопанные заранее могилы не попала вода, в них установили специально изготовленные бетонные короба-кессоны.

Первым осенью 2000 года в Петербург доставили тело капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Прощание с подводником прошло в актовом зале Адмиралтейства, где располагалось тогда Высшее военно-морское училище имени Дзержинского, выпускником которого был Дмитрий. Об этом было объявлено заранее, поэтому задолго до начала панихиды у Адмиралтейства стали собираться петербуржцы. Их было столько, что зал не смог вместить всех желающих. Отпевание провел настоятель Морского кафедрального Николо-Богоявленского собора отец Богдан. После окончания панихиды, когда допуск в зал был открыт, люди долго шли сплошным потоком. На кладбище народу собралось еще больше.

Спустя неделю похоронили еще одного подводника – старшего лейтенанта Александра Бражкина. А всего на Серафимовском кладбище погибших моряков хоронили в восемь этапов, по мере того, как шла разборка обломков поднятой со дна моря субмарины. Но самые масштабные похороны пришлись на 17 ноября 2001 года, когда предали земле сразу 11 моряков.

В этот раз для отпевания и гражданской панихиды был выбран зал старейшего в стране военно-морского училища – Морского корпуса имени Петра Великого (бывшее училище имени М. В. Фрунзе). Бесконечной чередой безмолвно шли курсанты, нахимовцы, гражданские люди – мужчины, женщины, дети. Короткий маршрут – каких-то сто шагов мимо покрытых андреевскими флагами огромных черных гробов, орденов на подушечках, поминальных венков, красных гвоздик. Люди вглядывались в фотографии, погибших моряков, останавливались, чтобы положить цветы, и шли дальше. Многие крестились и плакали.

На кладбище гробы были расставлены в соответствии со сложной военно-морской иерархией. Короткий митинг, и вновь звучит молитва отца Богдана. В вязкой и холодной тишине тоскливо вытягивают слова певчие, медленно падают пушистые снежинки, выбеливая черные шинели моряков и делая еле различимыми надписи на лентах венков: «...дорогому Алеше...», «...не забудем», «От Президента Российской Федерации»... Запомнилась фраза одного из выступавших: «Эта трагедия заставила нас на многое смотреть честнее и глубже»...

Позднее Смольный организовал конкурс на лучший проект мемориала морякам-подводникам, который выиграл известный петербургский скульптор Геннадий Пейчев. В августе 2003 года – к третьей годовщине гибели подводного крейсера – здесь появился бронзовый буревестник, парящий над черным кубом, символизирующим стихию, и как бы прикрывающий своими крыльями обелиски с именами моряков.

Как отметил Игорь Курдин, наш город оказался самым сердечным, гостеприимным и открытым городом для родных погибших подводников. Об этом говорит их выбор места проживания. Если в 2000 году в Петербурге жили всего несколько семей подводников, то через десять лет их уже было более 50. Клуб и сегодня помогает этим семьям.

#трагедия #подлодка #ВМФ России #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6739) от 12.08.2020 под заголовком «Буревестник над черным кубом».


Комментарии