Проверен Арктикой. Внутри ледокола «Новороссийск»
Первый трап, второй, третий... Считая их при подъеме в рулевую рубку железной громады, причалившей к стенке набережной Лейтенанта Шмидта, собьешься со счета.

Фото Петра Ковалева / ТАСС
Но подъем того стоит: капитанский мостик «парит» над водой на высоте девятиэтажного дома, и строгие линии Васильевского острова хорошо отсюда просматриваются. Ледокол «Новороссийск» в петербургском фестивале ледовых богатырей участвовал впервые. Потому-то, видно, журналистов сюда и пустили, сделав для них исключение: в лабиринтах такого плавучего городка немудрено затеряться, и крутые его лестницы небезопасны.
Константин Шинкарев, старший помощник капитана, в роли экскурсовода чувствовал себя не очень уютно. Но когда он ощутил живой интерес слушателей к «Новороссийску», скованность тут же пропала. Новый петербургский ледокол, базирующийся в Северо-Западном бассейновом филиале «Росморпорта», был сделан на верфях Выборгского судостроительного завода. Суммарная мощность его двигателей 18 мегаватт.
Этот дизель-электрический ледокол спустили на воду в 2016 году, а через год после испытаний он отправился в первый морской поход. Причем боевое крещение ему довелось пройти в суровых условиях Арктики.
«Работали в Карском, Белом и Баренцевом морях, ходили на Землю Франца-Иосифа, - рассказывает старпом. - На остров Греэм-Белл, входящий в этот архипелаг, доставляли экологическую экспедицию - его очищают от мусора...»
Судно попадало в крутые шторма, а когда в прошлом году шло из Мурманска, испытало жуткую качку - палуба кренилась на 30 градусов и больше. Любые сложные нюансы судовождения кажутся после этого пустяшными. Впрочем, нынешняя вторая для «Новороссийска» навигация выдалась спокойнее: он курсировал всю зиму в Финском заливе, недалеко от замерзающих портов Ленобласти (Высоцк, Усть-Луга, Приморск), помогая судам добраться до места назначения...
Делать это не очень-то сложно, имея столь внушительные габариты: почти 120 метров в длину и 27,5 в ширину, а высота от киля до клотика (макушки мачты) у ледокола составляет 45 метров. Как и другие суда такого класса, «Новороссийск» наваливается на скованное морозом безбрежное поле и крушит, как скорлупу, ледяной панцирь полутораметровой толщины. Хотя способен двигаться во льдах и задним ходом. Большую маневренность судну обеспечивают полноповоротные винто-рулевые колонки: стоя на месте, оно легко может поворачиваться вокруг своей оси.
А вот и машинное отделение, святая святых каждого судна. Человеку с улицы попасть сюда без провожатого вряд ли удастся: кругом узкие коридоры и ответвления, множество люков. Здесь трудятся четыре мощные установки, каждая из которых состоит из двух турбин.
Стены и коммуникации машинного царства по правилам безопасности (все-таки повышенная температура) «одеты» серебристой фольгой. А на трубы наклеены полоски разного цвета: чтобы топливные, поясняет главный механик Андрей Андрианов, отличить от тех, по которым течет масло или, скажем, забортная вода для системы охлаждения.
Всюду датчики и камеры всевидящей системы видеонаблюдения. Данные о «самочувствии» узлов и механизмов корабля стекаются в центральный диспетчерский пункт: уровень автоматизации на «Новороссийске», судя по картинкам на мониторах, довольно высокий. И со стены за ними внимательно наблюдает... Николай Чудотворец: образ святого покровителя путешественников и моряков встретишь на любом российском корабле.
«Даже обычная проводка судов, - говорит капитан «Новороссийска» Ярослав Вержбицкий, - каждый раз проходит по-разному, и легких маршрутов у нас не бывает».
Из рулевой рубки, самой верхней точки корабля, где восседает капитан, видна вертолетная площадка на носу ледокола. При необходимости туда может «приводниться» винтокрылый труженик Ми-8. Правда, такой случай пока не выпадал. Зато принимать на борт и выгружать тяжеленные контейнеры со строительными материалами и другим нужным полярникам грузом уже приходилось: на просторной корме ледокола застыла, свернувшись, как перочинный нож, стальная «рука» крана.
...После праздника «Новороссийск» отправился на расположенную неподалеку, в Угольной гавани, стоянку. Зимняя навигация завершена, но расслабляться команде не время - предстоит еще провести ревизию оборудования. Мало ли какие испытания впереди.
Материал был опубликован в газете под № 078 (6187) от 04.05.2018 под заголовком «Проверен Арктикой».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6187) от 04.05.2018.
Комментарии