Проскочить 9-й километр. Петербуржцы восстанавливают легендарную блокадную машину

22 ноября - 78-я годовщина начала действия ледовой Дороги жизни. Сегодня мы рассказываем про связанный с нею проект «Полуторка» - самую что ни на есть общественную, народную инициативу. Владимир Труфанов и Константин Степанов - предприниматели, хозяева одного из самых обычных городских автосервисов, - взялись за восстановление легендарной блокадной машины - автомобиля «ГАЗ-ММ».

Проскочить 9-й километр. Петербуржцы восстанавливают легендарную блокадную машину | А эту полуторку восстановили автоумельцы патриотического объединения «Ленрезерв». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А эту полуторку восстановили автоумельцы патриотического объединения «Ленрезерв». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- У нас возникла идея найти, поднять и восстановить знаменитую полуторку - одну из тех, что во множестве уходили под лед Ладоги в многочисленные полыньи и разломы льда от бомб и снарядов. А если получится - узнать ее судьбу и судьбу ее водителя, - говорит Владимир Труфанов.

Понадобилось время на организацию экспедиции, поиск денег и других ресурсов. С поиском полуторки помог негосударственный музей Дороги жизни в Кобоне.

- Место нам подсказал руководитель музея Сергей Марков, который с аквалангом обследовал дно Ладоги по маршруту ледовой трассы, - рассказал Константин Степанов. - Машину подняли с глубины шесть метров... Остов с двигателем и колесами, в шинах был родной воздух...

Двигателем занялись мастера с дружественной станции техобслуживания: они сразу же влились в проект «Полуторка». Отец одного из мастеров, Михаил Пахомов, во время войны был шофером полуторки, возил снаряды на передовую. Он, слава богу, по сей день здравствует, хотя уже, конечно, в очень преклонных годах.

- Двигатель полностью перебрали и подготовили к запуску. Пришлось много повозиться, - поясняет Степанов. - Мы хотим, чтобы все части полуторки были родными. Помогают поисковики: кабину нашли на местах боев ополченцев в Карелии, раму - на Лужском рубеже...

Весь ход восстановления грузовика участники проекта освещают в социальных сетях. Благодаря этому дело обрастает все новыми помощниками.

- Дмитрий Бабенцов привез из-под Луги и передал нам совершенно бесплатно запчасти от полуторки. И это притом что он сам восстанавливает такой же грузовик. Будем дружить полуторками! - говорит Степанов. - А коллектор от машины нам прислал русский человек из Новой Зеландии, купив и оплатив доставку за свой счет.

Энтузиастам захотелось узнать имя и судьбу шофера поднятой полуторки. Поиски привели в Центральный военно-морской архив Минобороны в Гатчине. Так Константин Степанов, который никогда прежде не занимался подобными делами, стал еще и архивистом-исследователем:

- Была надежда, что нам помогут документы 331-го отдельного автомобильного батальона тыла Краснознаменного Балтийского флота - одного из тех, который работал на трассе. Материалы рассекречены совсем недавно - я был первым из исследователей, кто к ним обратился. Нахожу тетрадку с перечнем матчасти батальона: номер машины, номер шасси, номер двигателя. В другой папке - список шоферов и машин, на которых они работали...

Увы, номер двигателя поднятой полуторки в этих перечнях не фигурировал, так что пока найти имя водителя не удалось. Но поиск только начался. Если в этом архиве данных не будет найдено, можно предположить, что грузовик обслуживал один из автомобильных батальонов сухопутных частей. Тогда сведения придется искать в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске.

И тем не менее поиск не был напрасным. Обнаружены фотографии, которые, по всей видимости, никогда раньше не публиковались, поскольку рассекречены совсем недавно. В них - будни ледовой трассы. Строительство прибрежного спуска, расстановка вех, промер толщины льда, походные ремонтные мастерские, аварии на трассе, спасательные работы на льду...

- У нас до сих пор упрощенное представление о Дороге жизни - напомню, официально она именовалась ледовым участком военно-автомобильной дороги № 101, - поясняет Степанов. - Между тем это был сложнейший организм, который удалось создать и наладить практически с нуля в считанные недели, в тяжелейших условиях, под постоянными бомбежками. Тем более что про особенности ладожского льда тогда почти ничего не было известно.

Ледовая трасса проходила по мелководной части Ладоги, преобладающие глубины - три-четыре метра. Там лед быстрее и раньше замерзает. Но мелководье - близко от берега, занятого противником...

Из-за сложной гидрологии озера дорога все время перемещалась. По архивным данным, за первую блокадную зиму трасса не меньше двух десятков раз меняла свое направление, то удаляясь, то приближаясь к берегу... Шоферы молились об одном: «Только бы проскочить 9-й километр!». Потому что если там возникала пробка - немцы тут же начинали по ней стрелять.

- А заторы машин случались там часто, - поясняет Константин Степанов. - Причины - опять-таки в сложной гидрологии. В Ладогу впадает много рек, а вытекает только Нева. Поэтому в ее фарватере, в нескольких километрах от крепости «Орешек», - постоянная воронка. Она как раз и приходилась на тот самый злосчастный 9-й километр. Там то и дело ломались льды, появлялась трещина - длиной в километр...

О проекте «Полуторка» и обо всем, что связано с ним, его участники расскажут на встрече в музее «Дорога жизни» в Осиновце, которая состоится 23 ноября. Посвящена она будет не только годовщине начала действия ледовой трассы, но и 120-летию со дня рождения ее начальника Михаила Нефедова, капитана 1-го ранга, погибшего 24 мая 1943 года.

Константину Степанову удалось обнаружить в гатчинском архиве записные книжки Нефедова. Вот одна из записей: «8.12.41 г. Выехал на трассу. По дороге заторы. Машину дали исключительно скверную, еле добрался до Кокорево. Застряли в сугробах. Так и пришлось бросить машину и попросить ее вытащить, а самому идти пешком. Так началось первое знакомство с дорогой»...

Памятная акция, посвященная Михаилу Нефедову, начнется в эту субботу в 10.00 у его могилы на Коммунистической площадке в Александро-Невской лавре. В 12.30 - возложение цветов к камню с места гибели Нефедова в Осиновце, затем - конференция в музее.

- Когда у нас спрашивают - зачем мы занимаемся полуторкой, я отвечаю: да хотя бы затем, чтобы сохранить память для наших детей, - говорит Владимир Труфанов. - Потому что мы всякий раз обнаруживаем, что многие представители молодого поколения, вроде бы очень продвинутые, часами просиживающие в сетях, об истории почти ничего не знают. Один из самых частых вопросов, которые задавали нам в Интернете по поводу подъема машины из Ладоги: а как она туда попала? Один юноша на вопрос, что такое Дорога жизни, предположил: «Наверное, это что-то связанное с благотворительностью»...

#блокада Ленинграда #Великая Отечественная война #память #реконструкция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6572) от 21.11.2019 под заголовком «Проскочить 9-й километр».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.