Проскочить 9-й километр. Петербуржцы восстанавливают легендарную блокадную машину
22 ноября - 78-я годовщина начала действия ледовой Дороги жизни. Сегодня мы рассказываем про связанный с нею проект «Полуторка» - самую что ни на есть общественную, народную инициативу. Владимир Труфанов и Константин Степанов - предприниматели, хозяева одного из самых обычных городских автосервисов, - взялись за восстановление легендарной блокадной машины - автомобиля «ГАЗ-ММ».
А эту полуторку восстановили автоумельцы патриотического объединения «Ленрезерв». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- У нас возникла идея найти, поднять и восстановить знаменитую полуторку - одну из тех, что во множестве уходили под лед Ладоги в многочисленные полыньи и разломы льда от бомб и снарядов. А если получится - узнать ее судьбу и судьбу ее водителя, - говорит Владимир Труфанов.
Понадобилось время на организацию экспедиции, поиск денег и других ресурсов. С поиском полуторки помог негосударственный музей Дороги жизни в Кобоне.
- Место нам подсказал руководитель музея Сергей Марков, который с аквалангом обследовал дно Ладоги по маршруту ледовой трассы, - рассказал Константин Степанов. - Машину подняли с глубины шесть метров... Остов с двигателем и колесами, в шинах был родной воздух...
Двигателем занялись мастера с дружественной станции техобслуживания: они сразу же влились в проект «Полуторка». Отец одного из мастеров, Михаил Пахомов, во время войны был шофером полуторки, возил снаряды на передовую. Он, слава богу, по сей день здравствует, хотя уже, конечно, в очень преклонных годах.
- Двигатель полностью перебрали и подготовили к запуску. Пришлось много повозиться, - поясняет Степанов. - Мы хотим, чтобы все части полуторки были родными. Помогают поисковики: кабину нашли на местах боев ополченцев в Карелии, раму - на Лужском рубеже...
Весь ход восстановления грузовика участники проекта освещают в социальных сетях. Благодаря этому дело обрастает все новыми помощниками.
- Дмитрий Бабенцов привез из-под Луги и передал нам совершенно бесплатно запчасти от полуторки. И это притом что он сам восстанавливает такой же грузовик. Будем дружить полуторками! - говорит Степанов. - А коллектор от машины нам прислал русский человек из Новой Зеландии, купив и оплатив доставку за свой счет.
Энтузиастам захотелось узнать имя и судьбу шофера поднятой полуторки. Поиски привели в Центральный военно-морской архив Минобороны в Гатчине. Так Константин Степанов, который никогда прежде не занимался подобными делами, стал еще и архивистом-исследователем:
- Была надежда, что нам помогут документы 331-го отдельного автомобильного батальона тыла Краснознаменного Балтийского флота - одного из тех, который работал на трассе. Материалы рассекречены совсем недавно - я был первым из исследователей, кто к ним обратился. Нахожу тетрадку с перечнем матчасти батальона: номер машины, номер шасси, номер двигателя. В другой папке - список шоферов и машин, на которых они работали...
Увы, номер двигателя поднятой полуторки в этих перечнях не фигурировал, так что пока найти имя водителя не удалось. Но поиск только начался. Если в этом архиве данных не будет найдено, можно предположить, что грузовик обслуживал один из автомобильных батальонов сухопутных частей. Тогда сведения придется искать в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске.
И тем не менее поиск не был напрасным. Обнаружены фотографии, которые, по всей видимости, никогда раньше не публиковались, поскольку рассекречены совсем недавно. В них - будни ледовой трассы. Строительство прибрежного спуска, расстановка вех, промер толщины льда, походные ремонтные мастерские, аварии на трассе, спасательные работы на льду...
- У нас до сих пор упрощенное представление о Дороге жизни - напомню, официально она именовалась ледовым участком военно-автомобильной дороги № 101, - поясняет Степанов. - Между тем это был сложнейший организм, который удалось создать и наладить практически с нуля в считанные недели, в тяжелейших условиях, под постоянными бомбежками. Тем более что про особенности ладожского льда тогда почти ничего не было известно.
Ледовая трасса проходила по мелководной части Ладоги, преобладающие глубины - три-четыре метра. Там лед быстрее и раньше замерзает. Но мелководье - близко от берега, занятого противником...
Из-за сложной гидрологии озера дорога все время перемещалась. По архивным данным, за первую блокадную зиму трасса не меньше двух десятков раз меняла свое направление, то удаляясь, то приближаясь к берегу... Шоферы молились об одном: «Только бы проскочить 9-й километр!». Потому что если там возникала пробка - немцы тут же начинали по ней стрелять.
- А заторы машин случались там часто, - поясняет Константин Степанов. - Причины - опять-таки в сложной гидрологии. В Ладогу впадает много рек, а вытекает только Нева. Поэтому в ее фарватере, в нескольких километрах от крепости «Орешек», - постоянная воронка. Она как раз и приходилась на тот самый злосчастный 9-й километр. Там то и дело ломались льды, появлялась трещина - длиной в километр...
О проекте «Полуторка» и обо всем, что связано с ним, его участники расскажут на встрече в музее «Дорога жизни» в Осиновце, которая состоится 23 ноября. Посвящена она будет не только годовщине начала действия ледовой трассы, но и 120-летию со дня рождения ее начальника Михаила Нефедова, капитана 1-го ранга, погибшего 24 мая 1943 года.
Константину Степанову удалось обнаружить в гатчинском архиве записные книжки Нефедова. Вот одна из записей: «8.12.41 г. Выехал на трассу. По дороге заторы. Машину дали исключительно скверную, еле добрался до Кокорево. Застряли в сугробах. Так и пришлось бросить машину и попросить ее вытащить, а самому идти пешком. Так началось первое знакомство с дорогой»...
Памятная акция, посвященная Михаилу Нефедову, начнется в эту субботу в 10.00 у его могилы на Коммунистической площадке в Александро-Невской лавре. В 12.30 - возложение цветов к камню с места гибели Нефедова в Осиновце, затем - конференция в музее.
- Когда у нас спрашивают - зачем мы занимаемся полуторкой, я отвечаю: да хотя бы затем, чтобы сохранить память для наших детей, - говорит Владимир Труфанов. - Потому что мы всякий раз обнаруживаем, что многие представители молодого поколения, вроде бы очень продвинутые, часами просиживающие в сетях, об истории почти ничего не знают. Один из самых частых вопросов, которые задавали нам в Интернете по поводу подъема машины из Ладоги: а как она туда попала? Один юноша на вопрос, что такое Дорога жизни, предположил: «Наверное, это что-то связанное с благотворительностью»...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6572) от 21.11.2019 под заголовком «Проскочить 9-й километр».
Комментарии