Проходка под заливом

Демонтаж проходческого щита проекта S-782, известного нашим читателям под именем «Надежда», завершен. Его детали и узлы на крупнотоннажных трейлерах в эти дни перевозят от станции метро «Новокрестовская» к стартовому котловану на Туристской улице. Там щит будут готовить к новому забегу - в сторону Шуваловского проспекта. Корреспонденты «СПб ведомостей» проводили комплекс из тоннеля, где он провел два ударных года.

Проходка под заливом | Проходческий щит уже разобрали и теперь передислоцируют.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Проходческий щит уже разобрали и теперь передислоцируют.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С помощью шахтерской клети опускаемся на глубину 79 метров от поверхности земли. Шахта под номером 467 прорублена к трассе метрополитена неподалеку от станции «Приморская» на улице Кораблестроителей. Она служила для транспортировки строительных материалов в тоннель и отгрузки грунта. Две клети и сейчас еще таскают тележки вверх-вниз. Но уже последние дни. Как только узлы щита из демонтажной камеры вывезут, свои функции по сооружению тоннеля котлован на улице Кораблестроителей выполнит.

- Мы начали демонтаж горного комплекса, так называется на нашем языке эта строительная площадка, - рассказывает начальник участка № 1 ЗАО «Управление № 10 «Метростроя» Евгений Новиков. - После того как уберем все технические устройства и строения, на этом месте будет сквер, собственно, он был здесь и раньше. Завершить благоустройство обязаны к маю будущего года. Шахта останется, но она будет вентиляционной, с небольшим киоском наверху, обложенным гранитной плиткой.

По нижнему вентиляционному устройству мы проходим к демонтажной камере, где провел свои последние недели проходческий комплекс «Надежда». В разобранном виде он уже не столь внушителен, зато механизм его более нагляден.

- Оболочка щита диаметром 10,6 метра состоит из восьми сегментов, мы ее разбираем и по частям транспортируем к котловану, который находится близ будущей станции метро «Новокрестовская», - поясняет начальник монтажного участка управления механизации «Метростроя» Евгений Чуев. - Туда же отдельно отправим режущий механизм щита со всеми его резцами и шарошками. Но самый сложный узел - привод с главным подшипником, он неразборный и весит 130 тонн. По его транспортировке разрабатывается специальная технология: сначала наклоняем под расчетный угол, потом подгоняем мощные колесные тралы и переваливаем привод на платформу. По тоннелю везем его до котлована у «Новокрестовской», там с помощью специальных мощных кранов вынимаем из шахты на-гора и ночью, чтобы не создавать особых помех на дорогах, доставляем на Туристскую улицу.

Судьба проходческого щита такова, что он проживает несколько жизней: вот так, как сейчас, разбирается на узлы и детали, а потом, уже на новом месте, возрождается для очередного похода. Забег в 5,2 километра от Туристской улицы до демонтажной камеры близ «Приморской» стал для «Надежды» особо героическим. Во-первых, посвящен событию, которого никогда прежде не было в нашей стране, - чемпионату мира по футболу. Во-вторых, пришлось проходить участки особой сложности: с валунами длиной до метра, через грунты, насыщенные водой, по сути, плывуны. Наконец, идти нужно было с максимальной скоростью.

- Завершена фантастическая проходка, - утверждает директор управления механизации «Метростроя» Валерий Кузнецов, - причем вопреки всем привходящим обстоятельствам, осложняющим работу. К сожалению, не только природным. С решением о сооружении пятикилометрового двухпутного тоннеля под Финским заливом городские власти явно припозднились. Другой проблемой стало недофинансирование. Оплаты некоторых крупных операций мы не можем добиться с 2015 года. С природными катаклизмами наш коллектив с честью справился, с чиновничьим противодействием продолжаем бороться. При этом нам ставят новую задачу: не позднее 1 апреля начать проходку на продолжении Невско-Василеостровской линии - от Туристской улицы дальше на север. Это значит, что необходимо за короткий период не только провести профилактический ремонт комплекса, но и смонтировать его на новом месте. Чтобы сократить регламентный срок, решено сразу передислоцировать щит к стартовому котловану, а дефектацию и ремонт вести уже на новой площадке.

Проходческий комплекс уровня S-782 по его технической сложности сравнивают то с космическим кораблем, то с глубоководным батискафом. Главное сходство в том, что экипажи всех этих аппаратов состоят из нескольких человек, но в обеспечении их работы задействованы сотни специалистов. Непосредственно у пульта управления щита «Надежда» во время его работы находятся 4 - 5 человек, но на самом деле в проходке задействованы более 400 специалистов из разных служб.

На поверхности у шахты находится растворный узел, от которого подают до 11 кубов тампонажного раствора на каждое из 2890 колец, установленных в тоннеле на отрезке между «Беговой» и «Приморской», чтобы заполнить пустоты между грунтом и поверхностью кольца. Здесь же находится лаборатория контроля качества раствора. Круглые сутки непрерывно в работе многоструктурный механизм выемки грунта из тоннелей, перевалки его на грузовики и вывоза. В проходке задействованы бригады обслуживания мультитранспортных средств, ремонтные цеха и площадки производственной базы, участок шахтных установок и многие другие подразделения.

- У щита S-782 есть специальная служба для замены режущего инструмента, и ремонт производится под давлением примерно в две атмосферы, занимаются этим специалисты по кессонным работам, - отмечает начальник производственно-технического отдела управления механизации Сергей Коновалов. - Еще щит уникален тем, что проходка осуществляется под грунтопригрузом, то есть ротор щита оказывает перед собой давление на грунт, в результате не происходит его просадки, а значит, проходку можно вести под зданиями и сооружениями на относительно небольшой глубине. Это большое преимущество проходческого комплекса «Надежда» перед другими.

Вспомним также, что именно с появлением в нашем городе проходческого комплекса S-782 впервые в петербургском метростроении стали прокладывать двухпутные тоннели. Вместо стандартных советских щитов, тоже очень надежных и до сих пор успешно работающих, но прокладывающих тоннель только диаметром 5,6 метра, «Надежда» пробивает проход в 10,6 метра, и в таком тоннеле можно уложить два ряда рельсов. Первый двухпутный тоннель «Надежда» проложила на окончании Фрунзенского радиуса, второй - от Туристской улицы до станции метро «Приморская». Теперь на очереди еще 2,3 километра - в продолжение Невско-Василеостровской линии к Шуваловскому проспекту.

#щит «Надежда» #Крестовский #тоннель

Комментарии