Проходка под заливом

Демонтаж проходческого щита проекта S-782, известного нашим читателям под именем «Надежда», завершен. Его детали и узлы на крупнотоннажных трейлерах в эти дни перевозят от станции метро «Новокрестовская» к стартовому котловану на Туристской улице. Там щит будут готовить к новому забегу - в сторону Шуваловского проспекта. Корреспонденты «СПб ведомостей» проводили комплекс из тоннеля, где он провел два ударных года.

Проходка под заливом | Проходческий щит уже разобрали и теперь передислоцируют.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Проходческий щит уже разобрали и теперь передислоцируют.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С помощью шахтерской клети опускаемся на глубину 79 метров от поверхности земли. Шахта под номером 467 прорублена к трассе метрополитена неподалеку от станции «Приморская» на улице Кораблестроителей. Она служила для транспортировки строительных материалов в тоннель и отгрузки грунта. Две клети и сейчас еще таскают тележки вверх-вниз. Но уже последние дни. Как только узлы щита из демонтажной камеры вывезут, свои функции по сооружению тоннеля котлован на улице Кораблестроителей выполнит.

- Мы начали демонтаж горного комплекса, так называется на нашем языке эта строительная площадка, - рассказывает начальник участка № 1 ЗАО «Управление № 10 «Метростроя» Евгений Новиков. - После того как уберем все технические устройства и строения, на этом месте будет сквер, собственно, он был здесь и раньше. Завершить благоустройство обязаны к маю будущего года. Шахта останется, но она будет вентиляционной, с небольшим киоском наверху, обложенным гранитной плиткой.

По нижнему вентиляционному устройству мы проходим к демонтажной камере, где провел свои последние недели проходческий комплекс «Надежда». В разобранном виде он уже не столь внушителен, зато механизм его более нагляден.

- Оболочка щита диаметром 10,6 метра состоит из восьми сегментов, мы ее разбираем и по частям транспортируем к котловану, который находится близ будущей станции метро «Новокрестовская», - поясняет начальник монтажного участка управления механизации «Метростроя» Евгений Чуев. - Туда же отдельно отправим режущий механизм щита со всеми его резцами и шарошками. Но самый сложный узел - привод с главным подшипником, он неразборный и весит 130 тонн. По его транспортировке разрабатывается специальная технология: сначала наклоняем под расчетный угол, потом подгоняем мощные колесные тралы и переваливаем привод на платформу. По тоннелю везем его до котлована у «Новокрестовской», там с помощью специальных мощных кранов вынимаем из шахты на-гора и ночью, чтобы не создавать особых помех на дорогах, доставляем на Туристскую улицу.

Судьба проходческого щита такова, что он проживает несколько жизней: вот так, как сейчас, разбирается на узлы и детали, а потом, уже на новом месте, возрождается для очередного похода. Забег в 5,2 километра от Туристской улицы до демонтажной камеры близ «Приморской» стал для «Надежды» особо героическим. Во-первых, посвящен событию, которого никогда прежде не было в нашей стране, - чемпионату мира по футболу. Во-вторых, пришлось проходить участки особой сложности: с валунами длиной до метра, через грунты, насыщенные водой, по сути, плывуны. Наконец, идти нужно было с максимальной скоростью.

- Завершена фантастическая проходка, - утверждает директор управления механизации «Метростроя» Валерий Кузнецов, - причем вопреки всем привходящим обстоятельствам, осложняющим работу. К сожалению, не только природным. С решением о сооружении пятикилометрового двухпутного тоннеля под Финским заливом городские власти явно припозднились. Другой проблемой стало недофинансирование. Оплаты некоторых крупных операций мы не можем добиться с 2015 года. С природными катаклизмами наш коллектив с честью справился, с чиновничьим противодействием продолжаем бороться. При этом нам ставят новую задачу: не позднее 1 апреля начать проходку на продолжении Невско-Василеостровской линии - от Туристской улицы дальше на север. Это значит, что необходимо за короткий период не только провести профилактический ремонт комплекса, но и смонтировать его на новом месте. Чтобы сократить регламентный срок, решено сразу передислоцировать щит к стартовому котловану, а дефектацию и ремонт вести уже на новой площадке.

Проходческий комплекс уровня S-782 по его технической сложности сравнивают то с космическим кораблем, то с глубоководным батискафом. Главное сходство в том, что экипажи всех этих аппаратов состоят из нескольких человек, но в обеспечении их работы задействованы сотни специалистов. Непосредственно у пульта управления щита «Надежда» во время его работы находятся 4 - 5 человек, но на самом деле в проходке задействованы более 400 специалистов из разных служб.

На поверхности у шахты находится растворный узел, от которого подают до 11 кубов тампонажного раствора на каждое из 2890 колец, установленных в тоннеле на отрезке между «Беговой» и «Приморской», чтобы заполнить пустоты между грунтом и поверхностью кольца. Здесь же находится лаборатория контроля качества раствора. Круглые сутки непрерывно в работе многоструктурный механизм выемки грунта из тоннелей, перевалки его на грузовики и вывоза. В проходке задействованы бригады обслуживания мультитранспортных средств, ремонтные цеха и площадки производственной базы, участок шахтных установок и многие другие подразделения.

- У щита S-782 есть специальная служба для замены режущего инструмента, и ремонт производится под давлением примерно в две атмосферы, занимаются этим специалисты по кессонным работам, - отмечает начальник производственно-технического отдела управления механизации Сергей Коновалов. - Еще щит уникален тем, что проходка осуществляется под грунтопригрузом, то есть ротор щита оказывает перед собой давление на грунт, в результате не происходит его просадки, а значит, проходку можно вести под зданиями и сооружениями на относительно небольшой глубине. Это большое преимущество проходческого комплекса «Надежда» перед другими.

Вспомним также, что именно с появлением в нашем городе проходческого комплекса S-782 впервые в петербургском метростроении стали прокладывать двухпутные тоннели. Вместо стандартных советских щитов, тоже очень надежных и до сих пор успешно работающих, но прокладывающих тоннель только диаметром 5,6 метра, «Надежда» пробивает проход в 10,6 метра, и в таком тоннеле можно уложить два ряда рельсов. Первый двухпутный тоннель «Надежда» проложила на окончании Фрунзенского радиуса, второй - от Туристской улицы до станции метро «Приморская». Теперь на очереди еще 2,3 километра - в продолжение Невско-Василеостровской линии к Шуваловскому проспекту.

#щит «Надежда» #Крестовский #тоннель

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.