Проходка под заливом

Демонтаж проходческого щита проекта S-782, известного нашим читателям под именем «Надежда», завершен. Его детали и узлы на крупнотоннажных трейлерах в эти дни перевозят от станции метро «Новокрестовская» к стартовому котловану на Туристской улице. Там щит будут готовить к новому забегу - в сторону Шуваловского проспекта. Корреспонденты «СПб ведомостей» проводили комплекс из тоннеля, где он провел два ударных года.

Проходка под заливом | Проходческий щит уже разобрали и теперь передислоцируют.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Проходческий щит уже разобрали и теперь передислоцируют.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С помощью шахтерской клети опускаемся на глубину 79 метров от поверхности земли. Шахта под номером 467 прорублена к трассе метрополитена неподалеку от станции «Приморская» на улице Кораблестроителей. Она служила для транспортировки строительных материалов в тоннель и отгрузки грунта. Две клети и сейчас еще таскают тележки вверх-вниз. Но уже последние дни. Как только узлы щита из демонтажной камеры вывезут, свои функции по сооружению тоннеля котлован на улице Кораблестроителей выполнит.

- Мы начали демонтаж горного комплекса, так называется на нашем языке эта строительная площадка, - рассказывает начальник участка № 1 ЗАО «Управление № 10 «Метростроя» Евгений Новиков. - После того как уберем все технические устройства и строения, на этом месте будет сквер, собственно, он был здесь и раньше. Завершить благоустройство обязаны к маю будущего года. Шахта останется, но она будет вентиляционной, с небольшим киоском наверху, обложенным гранитной плиткой.

По нижнему вентиляционному устройству мы проходим к демонтажной камере, где провел свои последние недели проходческий комплекс «Надежда». В разобранном виде он уже не столь внушителен, зато механизм его более нагляден.

- Оболочка щита диаметром 10,6 метра состоит из восьми сегментов, мы ее разбираем и по частям транспортируем к котловану, который находится близ будущей станции метро «Новокрестовская», - поясняет начальник монтажного участка управления механизации «Метростроя» Евгений Чуев. - Туда же отдельно отправим режущий механизм щита со всеми его резцами и шарошками. Но самый сложный узел - привод с главным подшипником, он неразборный и весит 130 тонн. По его транспортировке разрабатывается специальная технология: сначала наклоняем под расчетный угол, потом подгоняем мощные колесные тралы и переваливаем привод на платформу. По тоннелю везем его до котлована у «Новокрестовской», там с помощью специальных мощных кранов вынимаем из шахты на-гора и ночью, чтобы не создавать особых помех на дорогах, доставляем на Туристскую улицу.

Судьба проходческого щита такова, что он проживает несколько жизней: вот так, как сейчас, разбирается на узлы и детали, а потом, уже на новом месте, возрождается для очередного похода. Забег в 5,2 километра от Туристской улицы до демонтажной камеры близ «Приморской» стал для «Надежды» особо героическим. Во-первых, посвящен событию, которого никогда прежде не было в нашей стране, - чемпионату мира по футболу. Во-вторых, пришлось проходить участки особой сложности: с валунами длиной до метра, через грунты, насыщенные водой, по сути, плывуны. Наконец, идти нужно было с максимальной скоростью.

- Завершена фантастическая проходка, - утверждает директор управления механизации «Метростроя» Валерий Кузнецов, - причем вопреки всем привходящим обстоятельствам, осложняющим работу. К сожалению, не только природным. С решением о сооружении пятикилометрового двухпутного тоннеля под Финским заливом городские власти явно припозднились. Другой проблемой стало недофинансирование. Оплаты некоторых крупных операций мы не можем добиться с 2015 года. С природными катаклизмами наш коллектив с честью справился, с чиновничьим противодействием продолжаем бороться. При этом нам ставят новую задачу: не позднее 1 апреля начать проходку на продолжении Невско-Василеостровской линии - от Туристской улицы дальше на север. Это значит, что необходимо за короткий период не только провести профилактический ремонт комплекса, но и смонтировать его на новом месте. Чтобы сократить регламентный срок, решено сразу передислоцировать щит к стартовому котловану, а дефектацию и ремонт вести уже на новой площадке.

Проходческий комплекс уровня S-782 по его технической сложности сравнивают то с космическим кораблем, то с глубоководным батискафом. Главное сходство в том, что экипажи всех этих аппаратов состоят из нескольких человек, но в обеспечении их работы задействованы сотни специалистов. Непосредственно у пульта управления щита «Надежда» во время его работы находятся 4 - 5 человек, но на самом деле в проходке задействованы более 400 специалистов из разных служб.

На поверхности у шахты находится растворный узел, от которого подают до 11 кубов тампонажного раствора на каждое из 2890 колец, установленных в тоннеле на отрезке между «Беговой» и «Приморской», чтобы заполнить пустоты между грунтом и поверхностью кольца. Здесь же находится лаборатория контроля качества раствора. Круглые сутки непрерывно в работе многоструктурный механизм выемки грунта из тоннелей, перевалки его на грузовики и вывоза. В проходке задействованы бригады обслуживания мультитранспортных средств, ремонтные цеха и площадки производственной базы, участок шахтных установок и многие другие подразделения.

- У щита S-782 есть специальная служба для замены режущего инструмента, и ремонт производится под давлением примерно в две атмосферы, занимаются этим специалисты по кессонным работам, - отмечает начальник производственно-технического отдела управления механизации Сергей Коновалов. - Еще щит уникален тем, что проходка осуществляется под грунтопригрузом, то есть ротор щита оказывает перед собой давление на грунт, в результате не происходит его просадки, а значит, проходку можно вести под зданиями и сооружениями на относительно небольшой глубине. Это большое преимущество проходческого комплекса «Надежда» перед другими.

Вспомним также, что именно с появлением в нашем городе проходческого комплекса S-782 впервые в петербургском метростроении стали прокладывать двухпутные тоннели. Вместо стандартных советских щитов, тоже очень надежных и до сих пор успешно работающих, но прокладывающих тоннель только диаметром 5,6 метра, «Надежда» пробивает проход в 10,6 метра, и в таком тоннеле можно уложить два ряда рельсов. Первый двухпутный тоннель «Надежда» проложила на окончании Фрунзенского радиуса, второй - от Туристской улицы до станции метро «Приморская». Теперь на очереди еще 2,3 километра - в продолжение Невско-Василеостровской линии к Шуваловскому проспекту.

#щит «Надежда» #Крестовский #тоннель

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.