Проходческий комплекс «Надежда» снова в строю

Как уже сообщала наша газета, Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на проектную документацию для строительства северного участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции «Улица Савушкина» до метровокзала «Зоопарк». При этом хорошо известно, что станций подземки с такими названиями в Петербурге точно не будет.

Проходческий комплекс «Надежда» снова в строю | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Не знаю, насколько свеж утвержденный Главгосэкспертизой проект, но названия станций взяты из прошлого как минимум четырехлетней давности. Упомянутая в сообщении ведомства «Улица Савушкина» открыта 26 мая 2018 года под названием «Беговая». Еще более давняя история со станцией «Зоопарк». Лет пятнадцать назад была идея переселить Ленинградский зоопарк на север города. Однако звери вместе с работниками учреждения переезжать из центра города отказались. Зоопарка вблизи Шуваловского проспекта уже точно не будет, а вот название станции в документах до сих пор фигурирует.

Как‑то поинтересовался у специалистов ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс», почему меняются названия станций: в проекте одно, а «на выходе» — другое?

Решение принимают петербургские власти по рекомендации городской Топонимической комиссии. Нас это тоже часто удивляет. К примеру, строилась станция «Улица Савушкина», а при открытии она стала «Беговой», притом что там нет Беговой улицы. А главное — оформление вестибюля сделано в честь Героя Советского Союза летчика Александра Савушкина, защищавшего Ленинград в годы Великой ­Отечественной войны, — рассказал заместитель генерального директора по проектированию метрополитенов института Владимир Марков.

Таким образом, если перевести сообщение Главгосэкспертизы с устаревшего проектного языка на современный, то звучать оно будет так: утвержден проект участка зеленой ветки от станции «Беговая» до «Планерной». Как отмечается, заключение выдано на проектную документацию и инженерные изыскания для подготовительного этапа строительства.

Однако когда начнется само строительство, то есть пробивка тоннеля в сторону «Планерной», пока не определено. И все же некоторый сдвиг можно констатировать. Ведь еще год назад в ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» заявляли: «Нашими специалистами был сделан проект продления зеленой ветки от «Беговой» до «Планерной». Но он лежит в корзине. Как и проект продления Фрунзенско-Приморской линии на север — от «Комендантского проспекта» до Шуваловского. Этот проект у заказчика тоже нет возможности согласовать».

Между тем эти проекты взаимосвязаны: по плану развития метрополитена, в районе Шуваловского проспекта зеленая ветка должна сомкнуться с фиолетовой. То есть станции с пока опять же условными названиями «Планерная» и «Шуваловский проспект» должны быть соединены переходом. Однако произойдет это, видимо, еще не скоро. У продолжения зеленой ветки, в связи с решением Главгосэкспертизы, шанс появился.

Кстати, по ранее представленной перспективной схеме развития петербургского метрополитена, открытие станций «Туристская» (она же «Богатырская») и «Планерная» было назначено на 2026 год. А вот пробивка тоннеля на фиолетовой ветке от Комендантского проспекта до Шуваловского — всего‑то один перегон — отнесена на 2028‑й. Не очень логично получается: если уж мы хотим соединить две линии подземки, то стоило бы эти два проекта реализовывать параллельно, примерно в одни сроки.

Утверждение проекта продолжения Невско-Василеостровской линии важно также в связи с уже подзабытым сегодня проходческим комплексом «Надежда». Напомним, это единственный в Петербурге щит с диаметром режущего инструмента 10,7 метра. За счет этого вместо двух подземных коридоров прокладывается один — двухпутный, что резко ускоряет проходку. Щит уже проложил в Северной столице 9 километров тоннелей. Именно «Надежда» пробивала южный участок Фрунзенско-Приморской линии, а затем благодаря этому щиту город успел построить две станции к ЧМ-2018 по футболу — нынешние «Зенит» и «Беговую».

Причем, когда 10‑метровый проходческий щит в конце 2017 года закончил пробивку тоннеля от «Приморской» до «Новокрестовской» (ныне «Зенит»), его планировали не отправлять на отстой, а сразу переправить к новому месту проходки — на Туристскую улицу, где котлован для спуска щита в тоннель уже имеется.

Напомним, пробивка тоннеля по продолжению Невско-Василеостровской линии началась именно от шахты на Туристской улице в сторону ул. Савушкина. К 1 апреля 2018 года проходческий комплекс должен был быть смонтирован и двинуться в другую сторону — на север, в направлении будущей станции на Шуваловском проспекте под рабочим названием «Зоопарк». Если бы так произошло, то на эту станцию, точнее, на «Планерную», мы уже ездили бы.

Но не срослось. Сначала заявили, что в проект продолжения зеленой ветки нужно вносить коррективы. А позднее «Надежду» вообще отправили на заработки в Москву. Как наши читатели помнят, тогда строительство метро в Петербурге практически было приостановлено в связи с банкротством компании «Метрострой». Теперь «Надежда» из столицы вернулась, и утверждение проекта открывает ей путь на север.


#строительство метро #станции #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7208) от 12.07.2022 под заголовком «На севере появится «Надежда»».


Комментарии