2Vtzqv4Hz9U

Прогулка с риском для жизни. Надо ли делать легальными экскурсии по крышам?

Иные инициативы нашего ЗакСа вызывают недоумение, а то и дрожь в коленках. На днях комитет по законодательству задался вопросом: как легализовать экскурсии по крышам? Для обсуждения пригласили представителей комитетов по туризму, по вопросам законности, правопорядка и безопасности, управления МВД, а также активистов движения «Легальные крыши». Все, за исключением разве что полицейских, разумеется, высказались за проект. Что, впрочем, неудивительно.

Прогулка с риском для жизни. Надо ли делать легальными экскурсии по крышам? | Фото Петра Ковалева/ТАСС

Фото Петра Ковалева/ТАСС

За крыши Петербурга издавна воюют две команды. Одна – ЖКХ, сфера городского хозяйства, собственники жилья и всяческие хозяйственные структуры. Другая – туристическая отрасль, «развлекалово», приверженцы урбанистической романтики и студенческие стартапы. Битва идет с переменным успехом.

Совсем недавно городские власти подумывали-таки рассмотреть возможность ввода кровель в официальную тур-эксплуатацию. Однако граждане, живущие под особо «сладкими» крышами, в очередной раз восстали. (Их, кстати, поддержали и «Санкт-Петербургские ведомости».) Смольный отреагировал адекватно. Губернатор даже подчеркнул, что любители прогулок по крышам нарушают закон, проникая на территорию чужой частной собственности, срезают замки, также игнорируют требования антитеррористической безопасности и портят кровли. Кроме того, градоначальник обратил внимание на необходимость усилить надзор за интернет-рекламой прогулок.

К кому именно обращался Смольный понятно. Но кто конкретно будет изучать Интернет? И каким образом выявлять и штрафовать организаторов кровельных туров? Хорошо, если в доме имеется охрана. Как, например, в Александринском театре, где несколько дней назад задержали человека, прогуливающегося по крыше.

Все было по-взрослому: туриста поймали и передали аж самой Росгвардии, которая в свою очередь отвезла задержанного в местное отделение полиции, где на нарушителя и составили протокол.

В жилых домах эту историю восприняли, как небывальщину. Граждане, услышавшие шум сверху, говорят, что звонить в полицию бесполезно. Пока она отреагирует, пока приедет и поднимется на кровлю, они (туристы и гиды) уже сбегут.

Как проходят такие «туры»?.. Рассказать о своих впечатлениях-наблюдениях редакция попросила «туриста», имеющего непосредственное отношение к ЖКХ и защите прав собственников. Юрий. Полез на крышу, чтобы понять, как работает этот бизнес, насколько он безопасен.

– Как вы нашли гидов?

– На асфальте. Звонил по телефонам с трафаретных надписей. По первому мне отказали из-за большой загруженности. Однако обещали провести экскурсию через три дня. Зато по второму с ходу предложили несколько вариантов прогулок. Поскольку я был один, сказали, что за раз успеем пройти по нескольким крышам. Подчеркивали, что с «их» крыш открываются самые прекрасные виды, но если мне нравятся другие адреса, то они не смогут мне помочь. Придется искать, кому они «принадлежат». Сказали, что могут лишь порекомендовать кое-кого. Предупредили, что нужно обуться в подходящую обувь. А еще сказали, что пьяных не водят, что с собой можно взять бутылку пива и что нужно заранее предупредить, если хочется выпить со вкусом или устроить свидание. Мол, они в этом случае готовы выбрать хорошее место для «привала» и установить там столик... На маршруте определены конкретные точки для фотографирования. И работает таймер. Гидам нужно уложиться в определенное время. У них жесткий график экскурсий.

У меня было два гида – парни примерно 1 – 2-го курсов вуза. Один шел впереди и, где нужно, протягивал руку, второй, если требовалось, подталкивал. Своего рода страховка. Правда, сами ребята никак не страховались. Да там, собственно, и цепляться-то не к чему. Кроме труб, никаких опор нет.

У парней были ключи от домофонов. Так что входили в дома мы беспрепятственно. А чердаки были просто открыты. Оттуда через чердачные окна и выбирались на кровли.

– И что, прямо по жести?

– Да. Правда, кое-где было видно, что маршрут готовили: лестницу приставили там, где нужно было лезть вверх; куски толя положили в местах наиболее крутых уклонов.

– И что запомнилось больше всего?

– Я прошел по двум маршрутам. Первый – по углу Невского проспекта и Пушкинской улицы и второй – Невского и Караванной. Хорошо помню маршрут по кровлям домов № 62 по Невскому, потом – № 9 по Караванной (буквально над комитетом по благоустройству. – Ред.). Это угол, охватывающий кинотеатр «Аврора». Запомнилось потому, что по ходу пришлось лезть с кровли на кровлю разного уровня: на этаж-полтора вверх по шаткой приставной лестнице. Незабываемые ощущения... Кроме того, из-за обилия проводов в некоторых местах нужно было почти ползти. Ну и по металлическим листам – страшновато. Старался ступать по фальцам, чтобы подошвы не скользили.

– А радость-то какая от этого есть?

– ...Честно говоря, мне понравилось. Прикольно. Город как будто незнакомый – завораживает... Можно понять людей, которые гуляют по крышам. Если хотите, это возвращение в детство, когда лазаешь там, где не положено, а учителя стараются тебя поймать. Эдакий праздник непослушания.

Это искреннее признание свидетельствует о том, что, похоже, прогулки по крышам неискоренимы в принципе: были, есть и будут. Тут главное – как относятся к данному явлению власти, правоохранительные органы и организации, эксплуатирующие жилфонд. Санкционируют ли, числят ли его в планах развития туризма, в перечне статей дохода? Или однозначно признают противоправным? Важна ясность, которая даст четкое направление: мы боремся с экскурсиями, осуждаем или поддерживаем их?

Пока в жилищном комитете зафиксирована лишь одна попытка руферов получить официальную поддержку коммунальных структур. Как рассказал начальник управления по работе с собственниками и управляющими компаниями Сергей Ходьков, в комитет обратилась Анастасия К. – один из наиболее активных петербургских идеологов прогулок по крышам.

– Я понимаю романтику таких прогулок, – отметил Ходьков. – Но понимаю и их опасность. Во время общения с Анастасией я спросил, кто, по ее мнению, должен отвечать, если случится непредвиденное, если произойдет трагедия. И она не нашлась, что сказать. Между тем однозначно отвечать будет председатель ТСЖ или руководитель управляющей компании. Не руферы.

Трудно было удержаться от соблазна задать, наверное, главный вопрос Сергею Ходькову: как он считает, способствуют ли сами управляющие компании «за долю малую» проникновению экскурсантов на крыши? И если да, то кто именно: руководители или их подчиненные?

Сергей Николаевич выразил уверенность, что для руководства жилищных предприятий такие контакты «мелковато» и «не дай бог, кто-то грохнется...». В общем, в причастность начальников он не верил. Иное дело – домоуправы... Может быть, они и есть слабое звено, способное польститься на тысячу-полторы рублей?

– Я тоже общался с некоторыми туристами, – рассказал Ходьков. – Те вообще вспоминали, что гиды ключами открывали решетки, перекрывающие входы на чердак, и тут же их закрывали за собой. Любая проверка могла бы убедиться, что доступа на чердак нет и все правила якобы соблюдены.

Нынешней осенью бизнес руферов трижды оказывался в поле зрения властей. Один раз в Смольном прозвучало: мол, неплохо было бы подумать о разрешении экскурсий (разумеется, с соблюдением всяческих мер предосторожности). И дважды большинство высказывали противоположную точку зрения.

Туристический сезон вроде бы завершен. Жители центральной части города могут перевести дух и отдохнуть от грохота над головой. Но расслабляться не стоит. Очевидно, что административный ветер может вновь изменить направление. Так, в среде руферов и чиновников от туризма уже звучат слова о том, что «в Стокгольме можно ходить по крышам – в гости к Карлсону, а у нас почему-то нет...». Пока говорят тихо. Но впереди новый сезон, и эти голоса еще могут окрепнуть.

МЕЖДУ ТЕМ

По неполным данным, сегодня в Петербурге действуют более 300 маршрутов, разработанных и «оборудованных» руферами. Они проложены по крышам не только жилых зданий, но и административных, и промышленных. И не только в историческом центре. На некоторых кроме гидов работают профессиональные фотографы.

Никто не отрицает опасности. Да и кто станет отрицать, если есть жертвы? Первой еще в 2007 году стала девушка, гулявшая по одному из маршрутов Васильевского острова. Кстати, именно в тот год комитет по туризму впервые заговорил о необходимости легализовать подобные прогулки.

Трагичным стал и текущий год: три смерти одна за другой. С кровли на улице Рубинштейна упали и разбились двое: девушка-туристка и руфер. По версии следствия, девушка потеряла равновесие, а гид пытался ей помочь. Совсем недавно еще одна юная горожанка – всего 17 лет – упала с кровли современного дома (Варшавская ул., 63/1) в Московском районе. Скончалась в больнице. И вновь странное совпадение: практически в то же время депутаты ЗакСа собрались поговорить о легализации кровельных прогулок.

Если бы они удосужились выслушать еще и жилищников, то те рассказали бы, какие усилия прикладывают, чтобы реально закрыть доступ на крыши. Ведь они должны соблюсти федеральные правила и нормы технической эксплуатации жилфонда. Правила эти не ЗакСом приняты, и, стало быть, не ему их отменять. За последние два года 335 входов на чердаки оборудованы антивандальными замками. В 467 домах установили противовзломные устройства. В Московском и Петроградском районах для охраны наиболее привлекательных крыш наняты частные охранные предприятия. А еще городские власти настоятельно рекомендовали широко использовать системы видеонаблюдения.

#прогулки по крышам #крыши #опасность #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6780) от 08.10.2020 под заголовком «Карлсон в гости не зовет».


Комментарии