Программирую вслепую: незрячий человек может на равных работать с обычными людьми

Незрячий человек в представлении большинства людей работать за компьютером вряд ли может. Наш собеседник — тестировщик одной из интернет-сетей Кирилл БЕЛОУСОВ ломает подобные стереотипы.

Программирую вслепую: незрячий человек может на равных работать с обычными людьми | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— Вы инвалид по зрению первой группы с детства, практически не видите, но связали свою жизнь с компьютерными технологиями. Когда и как увлеклись ими?

— Мне было восемь, когда мама начала учить меня печатать на клавиатуре, тогда еще без скринридера — программы, превращающей контент интерфейсов в речь или шрифт Брайля. Работал на клавиатуре просто вслепую, чтобы запомнить расположение клавиш. В десять лет уже сам пользовался компьютером, общался в Сети с разными людьми по онлайн-мессенджеру. Со временем освоил все базовые действия и даже добрался до компьютерных игр для слепых.

— Когда поняли, что выросли из компьютерных игр?

— Поначалу казалось, что прог­раммисты — это люди, которые общаются с помощью электричес­ких сигналов, состоящих из нулей и единичек. Пока однажды в одной игре в чате не увидел сообщение: «Надоело, пойду программу писать». Списался с автором поста, как сказали бы сегодня: и… началась другая жизнь. Благодаря этому человеку узнал о существовании ориентированного на людей с проблемами зрения учебника по Паскалю. С этого начался мой путь в программирование.

Сначала писал простенькие, бесполезные учебные программки, потом изучал разные языки программирования, пробовал писать небольшие игры, делать сайты. Где‑то к пятнадцати годам считал себя уже опытным прог­раммистом (улыбается).

— Для зрячего человека освоение компьютера начинается с визуального осмотра, на что в первую очередь обращает внимание незрячий пользователь?

— Все тоже начинается с визуального осмотра. Только руками. Мы трогаем клавиатуру, запоминаем расположение клавиш, в чем очень помогает специальная программа чтения экрана. В ней можно включить режим помощи по клавиатуре — тогда, нажимая клавиши, слышишь их названия. Кто‑то предпочитает изучать клавиатуру с помощью зрячего помощника, но в этом случае приходится запоминать все клавиши сразу, что, конечно же, сложно и не очень удобно.

— Но эту специальную прог­рамму еще нужно установить. Как незрячему это сделать?

— В большинстве операционных систем, как на компьютерах, так и в телефонах, есть встроенная программа чтения экрана. Она не всегда удобная, но установить нужный софт помогает. Запускается простыми командами, так что в 80 процентах случаев незрячий, взяв в руки новый гаджет, может обойтись без помощи зрячего.

— Программирование — это наука. Кто‑то для ее освоения выбирает курсы, кто‑то идет в высшие учебные заведения. Каким был ваш путь в специальность?

— Как уже говорил, все началось с учебника по Паскалю. Пос­ле его освоения мне помогал, проверял созданные мной прог­раммы и давал советы такой же незрячий друг-программист, с которым познакомился в Сети. Затем были и курсы, и обучение в вузе. Благодаря этому опыту я смог социализироваться и приобрести новых друзей. С 2019 года — мне было двадцать — решил применять имеющиеся знания на практике. Успел поработать в крупных компаниях, развивающих собственные IT-проекты.

— Вы сказали про обучение. Есть какие‑то специальные ресурсы по программированию для слабовидящих?

— Нет. Речь идет об общедоступных для всех желающих платформах. У каждой из них свои плюсы и минусы. Все зависит от пожеланий и начальных знаний, а также уровня личных предпочтений.

— Никогда не было мыслей, что занимаетесь не своим делом?

— Случалось выгорание, возникало желание сменить место работы, стек технологий, перейти на другой язык программирования. Но бросить эту сферу деятельности — никогда.

— Как работодатели реагируют на незрячего программиста?

— По-разному. Где‑то пытались адаптировать под меня рабочее пространство в офисе, где‑то сразу предлагали удаленку, как наиболее простой сценарий взаимодействия.

— Незрячему программисту сложно приходится в нештатных рабочих ситуациях?

— У меня не случалось ничего критического. Наиболее распространенная проблема, с которой сталкивался, не связана с прог­раммированием. В основном офисы не слишком приспособлены для незрячих людей.

— В каких проектах работаете сейчас?

— Я — тестировщик и эксперт по невизуальной доступности. В составе команды помогаю оценить качество продукта с точки зрения конечного пользователя. Параллельно вместе с одним незрячим лингвистом разрабатываю новый синтезатор речи для слепых.

— Если бы не IT, кем бы были сегодня?

— У меня довольно успешно складывалась спортивная карьера и вполне мог развиваться в этом направлении, став либо тренером, либо спортивным психологом.

— Незрячий может на равных работать с обычными людьми?

— Если тебя окружают адекватные коллеги, однозначно — да. Мне доводилось работать со зрячими, и никаких проблем, связанных со зрением, у меня не было.

Читайте также:

Звонкий мячик на столе: шоудаун как популярный вид адаптивного спорта

Видимо — не видимо. Чем Петербург отметил Международный день белой трости?



#Программирование #интервью #незрячие #Кирилл БЕЛОУСОВ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (8064) от 25.12.2025 под заголовком «Программирую вслепую».


Комментарии