Почувствовать Север руками. В Российском этнографическом музее установлены четыре тактильных барельефа

Барельефы, установленные на постоянной экспозиции «Арктика — земля обитаемая» (6+), посвящены коренным народам и исследователям Крайнего Севера. Проект «Прикоснуться к Арктике» реализуется при поддержке Мурманского арктического университета, передавшего новые экспонаты в дар музею.

Почувствовать Север руками. В Российском этнографическом музее установлены четыре тактильных барельефа | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Работа получила высокую оценку Ии Ростомашвили, ведущего российского эксперта по музейным тактильным предметам и тифлокомментированию (пояснения для незрячих и слабовидящих). Как рассказала Елена Терещенко, заведующая кафедрой искусств и дизайна заполярного университета, для первого этапа проекта были выбраны четыре сюжета. Все снабжены аудиозаписью для слабовидящих. Первый барельеф называется «Кольские саамы и Русская Лапландия». Саамы — коренной северный народ, заселивший Кольский полуостров примерно тысячу лет назад. С XV века, когда эти земли вошли в состав Мос­ковского государства, их стали называть Русской Лапландией. На барельефе изображена семья, собирающаяся в путь. Женщина в традиционном головном уборе, он называется «шамшура», вместе с ребенком держат под уздцы оленя — главное животное для саама.

На втором барельефе — «Поморы и Русский Север» изображены терские поморы — потомки новгородцев, которые ловят неводом семгу, самую ценную рыбу в Белом море. Третий барельеф — «Экспедиция Георгия Седова на Северный полюс» — посвящен попытке известного русского путешественника достичь «верхушки» Земли на собачьих упряжках. Экспедиция закончилась неудачно, но собрала ценный научный материал о природе Арктики. Четвертый барельеф — «Первая экспедиция на дрейфующей льдине» — рассказывает о знаменитой станции «Северный полюс-1» во главе с Иваном Папаниным. Советские полярники, по его выражению, «дрейфовали, но не сдрейфили», пропутешествовав за 274 дня 2 тысячи километров.

Барельефы — авторские работы петербургских скульпторов Наталии и Василисы Карповых, которые не повторяют известные архивные изображения и фотографии. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Наталия Карпова, ученица Михаила Аникушина, работа состояла из нескольких этапов. Даже самые первые эскизы из скульптурного пластилина сразу предъявлялись группе слепых и слабовидящих экспертов и обсуждались с ними. «Пришлось ограничивать свои фантазии», — заметила скульптор. Затем были сделаны гипсовые отливки, на которых уточнялись мелкие детали. В финале барельефы были отлиты из полимера, который приятен на ощупь и в то же время легко моется, что важно для тактильных объектов.

По словам Ирины Дониной, заместителя директора Российского этнографического музея по культурно-образовательной деятельности, полярные тактильные барельефы — первый подобный опыт, но уже несколько лет в музее проводятся экскурсии по постоянной экспозиции с тифлокомментированием. В 2021 году был показан инклюзивный спектакль «Зримые вещи». Сейчас в музее работает выставка «Культура движения» с медиациями на русском жестовом языке.

Примерно через два месяца экспозицию пополнят еще четыре барельефа — «Природа и животный мир Арктики», «Первый полет через Северный полюс», «Первый атомный ледокол «Ленин», «Мурманский морской торговый порт».

Читайте также:

В Музее истории Петербурга открылась выставка «Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету»

Картины с берегов Свири: работы фронтовиков представлены на выставке «Художники Победы»


#этнографический музей #экспозиция #тактильный барельеф

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (7840) от 04.02.2025 под заголовком «Почувствовать Север руками».


Комментарии