Продолжаются работы по воссозданию уникального интерьера Англиканской церкви

Сейчас они идут не только в самом здании, которое станет концертным залом, но и в мастерских, разбросанных по всему городу — от Красного Села до набережной реки Смоленки на Васильевском острове.

Продолжаются работы по воссозданию уникального интерьера Англиканской церкви | ФОТО автора

ФОТО автора

Добавьте воздуха

В номере от 28 марта «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывали о работах в самом здании. Теперь речь пойдет о реставрации витражей, большого живописного полотна и короля инструментов — духового органа.

В тот день, когда мы приехали в реставрационную мастерскую, там состоялся пробный пуск воздуходувной системы органа из Анг­ликанской церкви. Представьте себе небольшой цех, метров двес­ти квадратных, который почти полностью занят органными деталями. В центре находится станина органа с этой воздуходувной сис­темой, приводимой в действие колесом.

Как пояснил Даниэль Зарецкий, заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории, орган был построен в 1877 году фирмой Brindley&Foster, это единственный английский орган, сохранившийся в России. У него более тысячи труб длиной от нескольких миллиметров до нескольких метров, три мануала (ручных клавиатуры) и 23 регистра. Уникальна система подачи воздуха с помощью колеса, а не рычагов и педалей, как у большинства органов. Не два человека нажимали на педали, а один крутил колесо и накачивал воздух в меха.

Орган звучал до 1919 года, когда церковь была закрыта. Его, к счастью, никуда не двигали, но за долгие годы простоя музыкальный инструмент пострадал от любопытствующих и вандалов. «Примерно 15 процентов труб было утрачено, механика поломана. Но для опытных реставраторов это не критичные потери», — убежден Зарецкий. — После того как разложили детали в мастерской, мы пригласили специалистов по старым английским органам из разных стран. Создан целый том экспертной документации».

Принято решение восстановить исторический механизм и сделать его действующим, но будет установлен и электромотор. Для концертов станет использоваться сила электричества, а во время проведения экскурсий калькант (так именуется человек, который накачивал воздух в меха) покажет, как действует механизм прошлого века.

Сергей Горохолинский, органный мастер из Кондопоги, работающий в Карельской республиканской филармонии, каждый месяц одну неделю проводит в командировке в Петербурге. Вы слышали, что в небольшом карельском городе в местном Дворце искусств в начале XXI века были установлены два духовых органа, главный — больше любого петербургского? Сергей их опекает и настраивает. В Северной столице он работал с органами костела в Ковенском переулке, в Мальтийской капелле и в здании Голландской церкви.

По словам Горохолинского, он и его бригада из трех человек шаг за шагом восстанавливают инструмент, начиная от подбора старого дерева и костяного клея для создания органных труб и заканчивая шурупами: старые выкручивают, очищают. Если они не заржавели, их будут возвращать на свои места.

Сергей признался, что, когда первый раз увидел в мастерской детали разобранного семитонного инструмента, у него возникли сомнения, можно ли его восстановить. Но, как известно, глаза боятся, а руки делают. Тем более руки опытных органных мастеров. Рядом с воздуходувным механизмом уже почти воссоздан воздушный ящик, который распределяет воздух по трубам… «Наша задача — восстановить звук органа, который покорял его слушателей», — говорит Горохолинский.

По словам органного мастера, реставрация музыкального инст­румента должна завершиться в августе 2024 года. Он будет полностью собран в мастерской, состоится пробный концерт, пос­ле этого орган разберут и подготовят к перевозке на Английскую набережную.

Главное — попасть в цвет

О витражах Англиканской церкви мы рассказывали несколько раз, в том числе в публикациях об исследовательском проекте «Витражи Петербурга». И теперь, когда войдешь в мастерскую, видно, какая большая работа проведена реставраторами.

Реставрация2_Пр.jpg

ФОТО автора


Дмитрий Розенталь, реставратор стекла и металла, подводит меня к витражу «Иоанн Креститель». На рабочем столе мастера находится «Паспорт реставрации памятника истории и культуры». Для понимания неспециалис­та доступны первые несколько страниц. «Раритет. Единственный в России образец английского витражного искусства, созданный в ­1870–1880‑х годах фирмой Heaton, Butler and Bayne» — гласит историческая справка. Автор эскиза, предположительно, Роберт Бейн. Витраж выполнен полностью вручную в двух техниках: «Тиффани» (спаивание разноцветных вырезанных стекол) и живопись на стекле. В 1997 году с учетом ценности памятника и необходимости его сохранения проводилась реставрация по программе КГИОП.

«Видите, части лица Иоанна Крес­тителя имеют разный цвет, — показывает Дмитрий. — Один фрагмент был когда‑то утрачен и воссоздан при реставрации 1997 года. Использованные тогда технологии не позволили точно попасть в цвет: оригинальное стекло светлее. Сейчас по решению реставрационного совета мы не стали заменять этот фрагмент. Бытования памятника — часть его истории».

Но работы хватило: выполнялись расчистки от всех видов загрязнений (много лет витражи стояли на полу, ничем не укрытые), проклеивание трещин и восполнение утрат в современных материалах, максимально близких оригинальным. Рисунок наносился на стекло специальными «огневыми» крас­ками, после чего оно обжигалось при температуре от 550 до 650 градусов в зависимости от тона. При таких температурах краска прочно припекается к стеклу, но оно не деформируется.

Спрашиваю у Дмитрия про «усы» из медной проволоки, они припаяны в разных местах рамок, в которые вставлены витражные стекла. Он объясняет, что витраж имеет высоту 3,2 метра и ширину 1,4 мет­ра, весит около 100 кг. Поэтому изначально была сконструирована специальная рама, к которой витраж крепится с помощью проволочек. В процессе реставрации выяснилось, что этот крепеж требует замены.

Как сообщила Наталья Южакова, руководитель реставрационной мастерской, из 15 витражей Англиканской церкви осталось отреставрировать два. Мастера завершат эту работу до Нового года. Но возвращение витражей на исторические окна на Английской набережной произойдет только после окончания реставрации самого церковного зала.

Копия или версия

Реставрация картины «Снятие с креста», украшающей Англиканскую церковь, полностью завершена. Этой работой занимались художники-реставраторы Михаил Рогозный, Ирина Платова и Иван Прохин.

Как рассказал Михаил Рогозный, картина поступила к ним в плохом состоянии: разрывы холс­та (особенно крупный — на правой ноге Иоанна Богослова), шелушение красочного слоя, загрязнения свечной копотью, сильное и неравномерное пожелтение лака. За полгода авторская живопись расчищена, разрывы «стянуты». Дублирование холста не потребовалось, только подклеены новые кромки, которые позволят натянуть холст на исторический подрамник. Картину реставрировали в горизонтальном положении, были устроены специальные помосты. Это позволило работать с холстом, снятым с подрамника.

По словам Ирины Платовой, судя по заплаткам из газет на обратной стороне холста, первая реставрация проводилась в самом начале ХХ века. От нее на лицевой стороне остались шпатлевки и поздние записи. Реставраторы удалили их, восстановив авторское цветовое решение. Картина будет храниться на валу до завершения реставрации Англиканской церкви.

Во всех документах эту картину принято называть копией неизвестного автора с картины Рубенса «Снятие с креста», которая хранится в Эрмитаже. Оригинал был приобретен Александром I в 1815 году.

Как рассказал Михаил Рогозный, впервые «Снятие с креста» из Англиканской церкви упоминается в 1827 году. Судя по качеству живописи, автором был высокопрофессиональный художник академического направления. Но можно ли использовать в данном случае слово «копия». Картина Рубенса прямоугольной формы имеет размер 2 х 3 метра, копия — 3,5 х 4,5 мет­ра. Картина неизвестного мастера сделана для конкретного места, имеет полукруглое завершение. Отличается и композиция: пол­ностью изображен крест, в нижней части картины появились орудия пыток Христа, иначе изображена лестница и т. д.

Поиски реставраторов с целью установления авторства картины пока не дали результатов. В архивах Эрмитажа нет сведений о художниках, делавших копии с картин в начале XIX века. «Попробуем поискать в других архивах, но, скорее, надо надеяться на счастливый случай», — считает Рогозный.

Полностью реставрация Англиканской церкви должна завершиться в декабре 2024 года.


#церковь #реставрация #витраж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (7521) от 12.10.2023 под заголовком «А был ли Рубенс?».


Комментарии